На прошлой неделе решилась судьба Новой Голландии. Остров будет реконструирован и застроен по проекту знаменитого британского архитектора 71-летнего лорда Нормана Фостера.
Йес, сэр Фостер!
В инвестиционно-архитектурном конкурсе Фостер победил немца Майкла Циммермана и голландца Эрика ван Эгераата.
В мире имя Фостера известно: родной Лондон он украсил домом-башней "Мэри Экс", который стал визитной карточкой города наряду с Биг-Беном, Фостер реконструировал Британский музей и стадион Уэмбли, Рейхстаг в Берлине, он - автор самого большого в мире аэропорта в Пекине, строящегося к Олимпиаде-2008, архитектор самого высокого моста в Европе "Виадук милло" на юге Франции, лауреат многих премий, в том числе Прицкеровской - это архитектурный "Нобель".
:Петербург, как известно, с момента основания строили иностранные архитекторы, ту же Новую Голландию прославил Валлен-Деламот. Традиция продолжается. Правда, есть мнение, что тогда к нам приезжали мастера "второго ряда", которые только в России имели возможность раскрыть дарования. Теперь мы имеем возможность сразу же приглашать звезд первой величины.
Перед Фостером, как и перед другими участниками конкурса, была поставлена задача сохранить архитектурный ансамбль, аккуратно вписав в него новые постройки, создав на острове общественно-деловой многофункциональный комплекс с дворцом фестивалей.
По замыслу Фостера, основную часть территории займет крытый амфитеатр на три тысячи мест, в центре сохранится бассейн-ковш, в середине которого предполагается оборудовать сцену-остров. Зимой на льду можно будет заливать каток, летом устраивать праздники фонтанов. Сейчас в Новую Голландию ведут два моста, будет - восемь, главный вход для пешеходов - со стороны Крюкова канала. В старинных корпусах оборудуют гостиницы, выставочные залы, кафе и рестораны, магазины и офисы. Под островом (!) планируют построить паркинг на тысячу автомобилей. Стоимость инвестиций оценивается в 319 млн. долл., что дешевле, чем у других конкурсантов. Сроки реализации проекта - ориентировочно к 2010 году.
На смену романтике
:Перед тем как в Смольном подвели окончательные итоги конкурса, все три проекта были выставлены на всеобщее обозрение. В толстенной книге отзывов, заполненной до отказа, большинство - за Фостера, потому что его проект - самый щадящий для Новой Голландии. А уж питерцы за сохранение города готовы жизнь отдать.
Сам лорд впервые увидел остров летом 2004 года, это был его первый визит в Петербург. Теперь бывает часто, привозит семью. Говорят, что, работая над проектом, мэтр "два месяца не спал", хотя у него немало помощников - бюро "Фостер и партнеры" насчитывает 500 профессионалов. Теперь - как надзирающий за строительством - будет бывать еще чаще. Предварительные работы должны начаться вскоре, но напомним обещание администрации города: на острове обязательно должны провести археологические раскопки.
:Для питерцев Новая Голландия еще на несколько лет останется, как и прежде, недоступной. Но уединенное романтическое настроение этого места скоро изменится - какая уж лирика на стройплощадке. Наступают новые времена. Между прочим, о них мечтал и архитектор Вениамин Фабрицкий, чей проект реконструкции известен со времен Анатолия Собчака. Во многом благодаря неустанному вниманию Фабрицкого к этому забытому Богом "военизированному" островку, для него нашлась наконец новая полезная функция.
Ну а архитекторам, проигравшим конкурс, - Майклу Циммерману и Эрику ван Эгераату губернатор подсластила пилюлю, сказав, что у города есть к этим мастерам ряд интересных предложений. Питер возвращается к временам, когда его строили архитекторы со всей Европы.