Коронавирус бьет не только по здоровью, но и кошелькам. Затянувшаяся эпидемия может вызвать как значительное подорожание товаров, так и сильнейший экономический кризис.
Гостям уже не рады
На протяжении последних лет Петербург усиленно развивал проекты, призванные сделать город доступнее для туристов из Китая. Табло в аэропорту, вывески на магазинах на китайском языке, специальные платежные системы Поднебесной - все, чтобы гости чувствовали себя, как дома. И они почувствовали. Если в 2015 году город посетили 50 тысяч гостей из Китая, то в 2019-м - 1,3 миллиона.
Однако сегодня китайским туристам не рады. С 1 февраля Россия приостановила безвизовый режим, а также оформление и выдачу рабочих виз гражданам КНР, в страну перестали ходить поезда, частично отменено авиасообщение. По оценкам комитета по развитию туризма, в феврале в Северную столицу не приедут как минимум 7 тысяч гостей из Поднебесной. Отели и музеи уже подсчитывают убытки.
Так, глава Эрмитажа Михаил Пиотровский заявил, что ситуация скажется на количестве посетителей музея. А это, в свою очередь, отразится на его социальных программах, ведь необходимо, чтобы кто-то платил полную цену за входной билет. Теперь таких платящих будет меньше, потому что основное количество путешественников приезжает в Петербург из азиатских стран.
В торговых сетях также отреагировали на китайскую пандемию. Крупнейший продуктовый ритейлер «Магнит» прекратил закупку овощей и фруктов в Китае, заменив их на товары из России, Марокко, Израиля и Турции. Такие возможности рассматривает и X5 Retail Group. Пока увеличения стоимости продуктов в городе это не вызвало. Тогда как на Дальнем Востоке коронавирус поднял цены в 1,5-2 раза.
Кто пострадает финансово?
«Сегодня ведущими экономистами признано - последствия коронавируса будут глобальными, - говорит профессор СПбГУ, доктор экономических наук Николай Межевич. - Возможно, какие-то острова в океане эта проблема не затронет, но все крупнейшие мировые экономики изменятся в связи с происходящим. В Петербурге перемены могут коснуться двух сфер. Во-первых, туризма. К лету 2020 года - при любой эпидемиологической ситуации в Китае - прежнего потока туристов из КНР не будет. Но катастрофой это не станет, поскольку значительная часть китайского туризма находится в серой экономической зоне и пострадает скорее китайская диаспора, которая завязана на обслуживании этих потоков (гиды, рестораны и т. п.). Но, безусловно, финансовые потери понесут наши музеи, отели, авиакомпании, РЖД. Недавно я возвращался из Москвы, и в вагоне не было ни одного китайского туриста, хотя еще в прошлом году они составляли подавляющую часть пассажиров «Сапсана».
Второй момент - товары. Китай является ведущим производителем товаров и услуг, а в некоторых группах и полным монополистом. И здесь проблема не в том, что россияне не решатся их покупать. Специалисты уже неоднократно заявляли, что через предметы коронавирусом заразиться нельзя. Может упасть не спрос, а предложение. Сокращение производства, закрытие его в Китае на карантин, безусловно, отразится на всех сферах - от моды до высоких технологий. Это поднимет цены на конечный продукт.
В плане продуктов питания катастрофы быть не должно - мы находимся очень далеко. И если на Дальнем Востоке Китай реально ключевой поставщик продуктов питания, у нас налажены поставки из Белоруссии, Молдавии, Израиля, Европы. Но коронавирус - это большая, и не только медицинская, проблема. Надеюсь, Китаю удастся с ним справиться при мировой поддержке».