Картина снималась во дворцах, парках, на каналах и реках города. Знаменитые певцы исполняют дуэты и арии из опер, романсы. Причём в основном - русских композиторов. Фильм начал демонстрироваться в России и во многих странах мира.
- "АиФ-Петербург": Дмитрий, русской музыки на Западе становится больше?
- Она звучит постоянно и повсеместно. Прежде всего, Чайковский, «Борис Годунов» Мусоргского, произведения Прокофьева, Шостаковича. Русские музыканты также заняли свою нишу, они благополучно живут и работают.
- "АиФ-Петербург": В картине Петербург снят фантастически красиво. Вы и Рене выступаете, прямо-таки, полпредами города. А есть у вас самые дорогие сердцу места?
- В последнее время меня стала мучить ностальгия по Малому залу Филармонии. Это был мой первый зал в Петербурге, где я выступал сразу после конкурса имени Глинки. Хочу сделать здесь настоящий камерный концерт. Давно уже таких не давал, потому что вынужден петь в больших залах с микрофоном. И на эти концерты приходит «избранная» публика, которая не всегда является традиционной, филармонической. Конечно, любой зритель - достойный, но иногда хочется петь перед настоящими ценителями, специалистами, студентами.
- "АиФ-Петербург": Знаю, что вы даёте бесплатные концерты. А с другой стороны, порой отказываетесь от выгодных контрактов. Вас даже называют «рекордсменом по отказам».
- Бесплатные концерты даю тогда, когда есть движение души. А насчёт «рекордсмена» - врут всё. Просто у меня есть прекрасная возможность выбирать. Благо, что предложений работать - много.
Искусство не обманывает
- "АиФ-Петербург": Чтобы оценить оперу, достаточно ли критерия «нравится - не нравится»?
- Опера - жанр, который требует подготовки, культуры, воспитания. Поэтому никогда не будет массового увлечения оперой, никогда и не было.
- "АиФ-Петербург": А в Италии?
- В Италии в середине XIX века опера, действительно, была популярна, но как жанр это было сравнимо с теперешним мюзиклом. Часто в основу клали либретто на злобу дня, в которых прочитывались призывы к восстанию, национальному единству.
- "АиФ-Петербург": Если опера - элитарное искусство, зачем тогда его пропагандировать? А ваш фильм нацелен именно на это.
- Дело ещё и в географии. Не во всех городах существуют театры. А любители оперы всё равно есть. Такой фильм какое-то количество зрителей обязательно привлечёт. Даже если один человек заинтересуется, это будет благое дело. Моя задача - популяризация классической музыки, не только оперы.
- "АиФ-Петербург": Где её ценят больше? Говорят, наша и западная публика сильно отличаются.
- Есть общее понятие о национальном темпераменте, раскованности, глубине или неглубине. Нужно просто делать своё дело: когда ты на сцене - все карты в руки - ты бог и король. Надо петь, как первый и последний раз в жизни. Тогда любой слушатель будет тебя понимать.
А если он что-то не понимает, вина ложится исключительно на тебя. Публика никогда не виновата. Могут быть отговорки: «Сегодня публика - дрянь», но это нечестно и некрасиво. Есть только ты - дрянь или не дрянь.
- "АиФ-Петербург": Зачем людям искусство?
- Чтобы тянуться к лучшему, совершенствоваться, тоньше чувствовать жизнь, переживать. Чтобы учиться любить. Это как религия, только лучше, потому что искусство - не обманывает, оно не манипулирует людьми, оно естественно, независимо и невинно. А религия себя во многом запятнала.
Перевернуть страницу
- "АиФ-Петербург": Слава, деньги - это испытание. Выдерживаете?
- Слава - понятие относительное, как и деньги. Я зарабатываю своим трудом, не занимаюсь бизнесом, и у меня большая семья, которую нужно кормить. Мы, конечно, сводим концы с концами, но не шикуем.
- "АиФ-Петербург": А как вы переживаете пусть и относительный, но - неуспех? Самоедством не занимаетесь?
- Я русский человек, и, соответственно, у меня свои прибабахи и тараканы. Русский человек, конечно, самоед, он полон сомнений, но ведь сомнения рождают движение вперёд и прогресс. С сомневающимся человеком мне всегда приятно иметь дело, с ним легче найти истину, компромисс, потому что такой человек думает, даже если он суперубеждённый.
Я же после неудач анализирую. А перед сном как бы переворачиваю, закрываю страницу. С утра начинается новый день, новая жизнь. Для меня только будущее существует. Может быть, придёт время заглянуть в прошлое, но боюсь, что буду очень многое сочинять.
- "АиФ-Петербург": Вы - везучий человек? И нужно ли «благосклонность небес» отрабатывать?
- Конечно, везучий. Но не чувствую, что кому-то за что-то должен - разве был заключён договор? А вот ответственность, конечно, есть. Не «должен», а ответственен. Хуже нельзя спеть, чем ты можешь. Только лучше. Если выступление не оправдывает твоих ожиданий, это неуспех. Не трагедия, но и не успех. Надо делать выводы и себе этого не прощать. Это важнейшее соображение.
Смотрите также:
- В оперу - «смеха ради»? Любовь Казарновская о званиях и творчестве →
- Василий Герелло: «Мужчина не должен себя жалеть» →
- Василий Герелло: «Деньги ничего не решают» →