Еще со времен Гиппократа обучение будущих врачей было неразрывно связано с практикой на трупах. Как оказалось, в XXIвеке организовать ее - непозволительная роскошь для большинства российских вызов. Во многих учебных заведениях студенты-медики продолжают обучаться на пластмассовых симуляторах. Не спасло ситуацию и изобретение петербургского профессора Ивана Гайворонского, который смог значительно удешевить процесс пластинации – превращения тела умершего в биологический экспонат, который можно использовать для медицинских опытов.
Содержать трупы - дорого
«Студентов, занимающихся только на имитаторах, нельзя допускать к врачебной деятельности, - считает заведующая кафедрой анатомии человека СПГМУ им. Павлова Людмила Алексина. – Врачи практикуются на трупах еще со времен Гиппократа. В нашем университете есть своя база, где занимаются студенты».
В медицинских институтах Петербурга большой популярностью пользуется заменитель трупов – пластинат. «Пластинат – это трупный материал, разработанный по методике профессора Гайворонского, - объяснила корреспонденту SPB.AIF.RUСветлана Макаренко, первый проректор Медико-социального института. – Настоящие трупы обрабатываются по специальной технике. После этого они не видоизменяются и могут долго храниться. Наши студенты занимаются на таком материале. Также за время учебного процесса проводится много операций на животных. К сожалению, пока что это основной вариант: содержание трупов обходится для вуза очень дорого – намного дороже, чем имитаторы человеческого тела». На имитаторах студенты отрабатывают неотложную помощь, принятие родов и хирургические операции.
Пластинация по-русски
Пластинацию изобрел немецкий ученый Гюнтер фон Хагенс в 80-х годах двадцатого столетия. Он заполнял органы умерших людей полимерами, в результате чего труп не разлагался и не деформировался. Этот процесс был очень дорогостоящим, а потому не подошел для российской науки. Ситуацию спас профессор Санкт-Петербургской Военно-медицинской академии. Он разработал менее затратную технологию. Метод Гайворонского назвали «полимерным бальзамированием». Сейчас им пользуются многие медицинские вузы города. Суть такого бальзамирования состоит в том, что из органов человека выкачивается вся вода и жир. После этого органы заполняют силиконом. В результате таких манипуляций тело будет храниться вечно. Единственное, от чего может пострадать пластинат, – атака грызунов, которые любят употреблять в пищу живые ткани.
«В платинате видны все сосуды, все мельчайшие детали, – объясняет заведующий кафедрой физиологии и патологии Химико-фармацевтической академии Александр Тюкавин. – Это самое современно изобретение на сегодняшний день. Трупы для вуза достать очень сложно, их не хватает. А пластинат купил один раз, и все».
В академии обучают провизоров – аптечных сотрудников. На кафедре есть практически весь комплект органов-пластинатов. «Пластмассовые муляжи – это прошлый век, - считает Тюкавин. – Они годятся только для изучения анатомии в обычной школе, но не в медицинском вузе. Когда у нас появились пластинаты, мы выбросили всех лягушек, на которых проводились операции. Муляж связывает врачу руки, на нем можно показать не больше, чем на картинке. С помощью пластината мы в буквальном смысле заглядываем внутрь человека».
Через метод полимерного бальзамирования получается фактически мумия человека – только она не высыхает. Такой материал прослужит многим поколениям молодых врачей. Однако метод Гайворонского категорически не одобряет церковь. «Даже если человек завещает себя науке, делать из него мумию ни в коем случае нельзя, - высказался представитель Санкт-Петербургской епархии. – Каждый человек после смерти должен быть похоронен по христианскому обычаю, а именно – предан земле. Здесь же человека мумифицируют, а потом делают с ним, что угодно – режут, вскрывают, ставят опыты. Это похоже на первобытный строй».
«Манекены для киношников»
По действующему законодательству, медицинские вузы не обязаны обеспечивать студенту практику на трупах или пластинатах. Для обучения врачей достаточно лишь муляжа, как в кабинете биологии в школе. Пластинат является необязательным дополнением. Петербургу повезло, здесь даже провизоры в Химико-фармацевтической академии учатся на пластинатах, а врачи в разных городах России – на лягушках и муляжах.
По словам Домрачева, пластинат может стать достойной заменой трупам в медицинских вузах: пластинат ничем не пахнет и от него нельзя заразиться опасными болезнями, в отличие от трупов. Известны случаи, когда студенты-медики по неосторожности заносили себе в организм кровь ВИЧ-инфицированного трупа и заболевали им сами. «Пластинат – новейшее слово в науке, - считает хирург. – Этот способ надо продвигать в стране, но петербургские власти не торопятся это делать. Я спросил у знакомого чиновника, почему так происходит. Он ответил, что в этом слишком много мороки, и никто не хочет заниматься данным вопросом. Вот и все, тупик».
Получается, в настоящее время практику на реальных трупах или на пластинате могут себе позволить только крупные вузы. Манекен же, каким бы натуральным он ни выглядел, никогда не сможет заменить настоящее тела.
«Такие манекены могут подойти только для киношников, чтобы фильмы снимать, - считает судебный эксперт-криминалист Георгий Д. – Врач должен практиковаться на настоящем трупе. Что касается пластинатов, здесь главная проблема даже не в том, что они дорогостоящие. Оборудование для пластинации стоит около 10 тысяч евро. Для процедуры нужны дорогие и большие холодильники – это еще 30 - 40 тысяч евро плюс наличие просторных помещений. В нашей стране из всего пытаются выжать деньги. Вспомните хотя бы скандал в Новосибирске – когда врачи незаконно пытались переправить тела для пластинации в Германию».
«Трупный» бизнес
Для российских вузов пластинация затруднительна не только с финансовой стороны. На полную пластинацию организма уходит около года. Для того, чтобы обеспечивать вузы пластинатами, должна быть специальная лаборатория, где эти процессы будут проходить непрерывно. В России такой лаборатории нет. Профессор Гайворонский создает пластинаты с помощью оборудования на кафедре ВМА.
Медицинские вузы в настоящее время испытывают острый дефицит в трупном материале. Трупы, на которых практикуются студенты, – в основном принадлежат бездомным. «Сотрудники моргов поняли, что трупы нужны всем вузам, - говорит Георгий Д., - и начали заниматься «трупным» бизнесом. Они продают трупы тому, кто больше заплатит. Иногда цена может достигать 200 – 300 тысяч рублей. Вузы, у которых нет таких денег, оказываются не у дел. Занятия же на симуляторах сродни детской игре в «дочки-матери». Если маленькая девочка готовит воображаемый суп в песочнице, она ведь не сможет приготовить настоящий, съедобный суп. То же самое и с врачами – я бы ни одного студента, практиковавшегося на симуляторах, близко не подпустил бы к живому человеку».
Постоянно доставать свежие трупы очень затруднительно, а пластинаты пока не распространились дальше нескольких вузов. Остальным студентам остается лишь практика на манекенах и лабораторных животных - крысах и лягушках. Анатомии же человека такие хирурги будут учиться прямо в процессе – когда будут делать несчастному пациенту операцию.
Смотрите также:
- Злые россияне. Отчего в обществе нарастает агрессия →
- Врачи от Бога. Выхаживают детей весом 500 граммов →
- Костяная нога для эскулапов →