29 сентября у известного петербургского композитора Владислава Успенского - авторский вечер в Большом зале Филармонии, 30-го - в Малом. В театре "Буфф" в этом месяце показали мюзиклы Успенского "Казанова в России", "Любовь без границ", "Искушение Жанны". Все эти события связаны с днем рождения маэстро, как он сам говорит - с "полуюбилеем". В начале сентября ему исполнилось 65 лет. Ну а сегодня, 25-го, - день рождения учителя Успенского, Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Об учителе мы и начали беседу.
Шостакович
"Извините, что я курю", - сказал Владислав Александрович, входя в гостиную Дома композиторов и присаживаясь к роялю. "А Шостакович курил?" - "Не то слово! Не выпускал изо рта папиросу "Казбек". Тогда можно было курить прямо в консерваторском классе, пепельница стояла у рояля".
- Как попали к нему в класс?
- Он слышал сочинения и остановил выбор в числе других на мне и Тищенко. Сохранилось письмо Шостаковича ректору Консерватории Серебрякову, что он готов взять меня и "желание Успенского совпадает с моим" (смеется). Шостакович давал советы нам, аспирантам, чрезвычайно тактично. Никогда не позволял себе говорить, что это мол плохо. Расскажу о самых "ругательных" реакциях: один коллега показывал сочинение, очень длинное. Шостакович закрыл партитуру и задумчиво сказал: "Бумага хорошая, запись хорошая. Ну, кто следующий?" Или раз приехал человек с Дальнего Востока, тоже показал какую-то симфонию. Дмитрий Дмитриевич спросил, есть ли у кого-нибудь листочек нотной бумаги. Он написал на ней несколько нотных знаков: "Вот тема, которую мне дал Глазунов для фуги, и я получил четыре. Напишите, пожалуйста, фугу". Автор, может, ничего и не понял, но мы-то поняли, что это убийственно, хуже не бывает, что Шостаковичу просто нечего о сочинении сказать. Вот хвалил очень искренне, помогал. Когда возникли сложности с постановкой моей оперы "Война с Саламандрами" в кино, предпринимал все возможные шаги, - вся история "пробивания" сохранилась в письмах Дмитрия Дмитриевича ко мне. Вообще же у меня их более 50. В чем заключается метод Шостаковича, я до сих пор сформулировать не могу, это, по-моему, ореол гениальности. Каждый раз, выходя с Тищенко с занятий, говорили - эх, надо было бы магнитофон принести, или - надо бы сфотографироваться на память. Но так этого и не сделали.
Руководящая роль
- Вы были деканом, сейчас профессор Консерватории, тридцать лет являетесь заместителем председателя Союза композиторов. Не надоело?
- Наоборот, я доволен, что удалось сохранить Союз, в то время как другие распались, раздвоились. В советское время писал бесконечные списки произведений членов Союза к датам - к 7 ноября, 1 мая. Такие в основном закупало министерство. Создал композитор, предположим, квартет, я ему говорил: "Ну укажи, что посвящаешь годовщине, тогда пройдет". Эти деньги помогали выжить. Кое-что министерство закупает и сейчас. Часто спрашивают, на что живет композитор. Все где-то подрабатывают. Не работать может только Крутой и жить так круто. Шоу-бизнес - это мафия. Человек купил синтезатор и называет себя композитором, а этому учатся, если с аспирантурой, - 18 лет. Если человек не может сочинить мелодию, он не композитор. Ты мотивчик сочини! Мои ученики - Игорь Корнелюк, Лора Квинт - профессионалы в этом жанре.
Возвращаюсь к деньгам: к юбилею Консерватория наградила меня тремя окладами, это не составило и 5 тысяч. Профессор, народный артист, я получаю 1889 рублей. Выручают заказы - мюзикл "Анна Каренина" для Финляндии позволил выпустить диски, ноты. Кстати, он стал настолько популярным, что музыка звучит даже в мобильниках.
День рождения
- 7 сентября, в мой день рождения, в маленьком ресторанчике меня почтили губернатор и два вице-губернатора. Мы с супругой Ириной Таймановой подъехали в карете, я думал, что прибудем к следующему утру, но оказалось, что двигались быстрее, чем на машине. Машины, да и велосипеда, у меня нет. Но думаю, что водил бы неплохо, только сидел бы все время в милиции по 15 суток, из-за того что слишком буйно реагирую на водителей и пешеходов - выскакивал и ругался бы.
- Ругались? А вот про вас написано в проспекте, что вы "интеллигент чеховского склада".
- В глубине души (смеется).
- Я подумала, что вы не автолюбитель, потому что и так мало двигаетесь: целыми днями - за фортепиано.
- Ну, сидеть за фортепиано я и в детстве-то не любил, хотя уже в три года ставил на пюпитр бумагу и сочинял. И все-таки музыкальную школу при Московский консерватории закончил по классу фортепиано. Если в компании меня просят сыграть, никогда не отказываюсь. Совсем не так, как раз было с Вертинским. Тогда во время ужина кто-то сказал: "О, у нас в гостях знаменитый Вертинский, может быть, вы нам споете?" Вертинский встал и вальяжно произнес: "Господа, как много здесь врачей, гинекологов, стоматологов, почему никто не просит вырвать зуб, сделать аборт, почему нужно меня заставлять петь? Я пришел отдыхать".
Ирина и Хонечка
- Всю жизнь вы прожили с одной женой?
- С Ириной Таймановой я познакомился по фото. Я был в Консерватории в приемной комиссии, листал дела, увидел фотографию Ирины и сказал другу: "По-моему, с этой девочкой у нас что-то будет". Она училась как пианистка, закончила режиссерский факультет и аспирантуру, профессор, много лет работает на ТВ. Ирина ставила мои произведения, писала либретто. Она очень меня поддерживает: я по натуре пессимист, все время надо укреплять мой дух. Ирина - умнейший человек, вот я люблю, когда вокруг меня красивые женщины, и Ирина не ставит мне каждое лыко в строку. А еще член нашей семьи - Хонни Алигьери, долматиночка, любимая собака. Умная, талантливая, ее в кино снимают. Когда с ней идешь по улице, на меня никто не обращает внимания, только на нее: "Ах, какая красавица!" Одна только женщина интеллигентная сказала: "И хозяин очень приятный".