Примерное время чтения: 6 минут
231

Период охлаждения для таймшера

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43 23/10/2002

После многих газетных публикаций и телепередач о таймшере я был уверен, что фирм, продающих подобные "услуги", больше нет. Каково же было мое удивление, когда, проходя по Пассажу, я увидел агентов одной из таймшерных компаний, приглашающих людей на свою презентацию. Неужели остались еще "лохи", которым можно "впарить" таймшер? О. Шаляпина

О том, что такое таймшер, кажется, не слышали только грудные дети. Около десяти лет в Петербурге то появляются, то исчезают компании, зазывающие людей в "эксклюзивные" клубы отдыха. Размах, конечно, уже не тот, что в начале 90-х, но и сейчас презентации "клубного отдыха" проводятся ежедневно.

Деньги - сегодня

Слово "таймшер" до последнего времени российскому законодательству было неведомо. Каждый, кто с ним имел дело, находил свое объяснение этому загадочному термину. Кто-то его называл "владением отпуском", кто-то - "покупкой апартаментов", кто-то - "дай мне деньги и иди отсюда".

Так что же это за зверь такой - таймшер? Если в двух словах, то это право длительного пользования одним или несколькими отелями, разбросанными по миру. Клиенту оформляется членство в "клубе отдыха" со всеми атрибутами: членской карточкой, специальными скидками, правами и обязанностями. Это членство приобретается или на какой-то конкретный срок - 3 года, 5 лет, или на всю жизнь. Обладатель таймшера может ежегодно отдыхать одну неделю на одном из курортов, выбранных из толстого каталога.

На самом деле, в такой системе отдыха ничего плохого нет, что бы ни говорили противники таймшера. Во многих странах есть миллионы счастливых пользователей, разъезжающих по всему миру и страшно довольных своей покупкой. Но в России с "клубным отдыхом" явно произошло что-то не то, его репутация крайне низка, чему виной в первую очередь российская технология продаж таймшера, направленная исключительно на отъем денег у клиента.

Плюс вранье. Рассказы о "сплошь пятизвездных курортах", которыми "кормят" на презентациях, на поверку оказываются не вполне правдивыми, а обещанная крайне выгодная цена будущих отпусков почему-то часто получается выше, чем стоимость обычных туристических путевок того же уровня. Да и с обещанным обменом на другие курорты все складывается не так гладко, как хотелось бы.

Но главная претензия ко всем российским таймшерным фирмам состоит в том, что они проповедуют принцип "Деньги сегодня!" На презентациях клиентов убеждают, что исключительно для них проводится специальная "рекламная акция", и они могут купить замечательный отдых по очень низкой цене. Но деньги надо платить именно сегодня, пусть и не всю сумму, но хотя бы какую-то часть, иначе все скидки "сгорают". Нечего и говорить, что если назавтра клиент передумает, эти деньги ему уже не возвращаются.

Хозяева фирм, пробавляющихся таймшером, любят этих "недопокупателей" даже больше, чем тех, кто вносит всю сумму и получает купчую на апартаменты. Ведь не подлежащие возврату депозиты становятся чистой прибылью. Расходов - только напечатать на принтере контракт. Не удивительно, что подавляющее большинство таймшерных фирм живет именно на эти невозвращаемые деньги отказников. Это за их счет арендуются шикарные помещения, платятся зарплаты сотрудникам и организуются новые презентации для следующей группы "лохов". Такой вот непрерывный мозгопромывочный конвейер.

Правда, слухи о том, что "таймшерщики" воздействуют на покупателей гипнозом, насилием или психотропными веществами, - миф. Единственное, что действительно применяется, - это активный психологический прессинг, но подобная методика к разряду запрещенных, увы, не относится.

Есть закон!

До последнего времени в России не существовало никаких законов, регулирующих отношения продавца "клубного отдыха" и покупателя. Этим и пользовались таймшерные компании - раз к ним нет требований, то какой с них спрос?

Однако теперь все изменилось. 10 октября Правительство РФ утвердило Положение о лицензировании деятельности по продаже прав на клубный отдых. Этот документ ставит крест на сегодняшней практике продажи таймшера.

По информации Комитета по туризму Администрации Санкт-Петербурга, в нашем городе сегодня функционирует 5 фирм, основной деятельностью которых является продажа клубного отдыха. И еще не менее десятка подобных компаний за прошедшие годы бесследно исчезли с питерских горизонтов с деньгами своих клиентов.

Но отныне каждая компания, независимо от того, продает ли она таймшер или только обслуживает граждан, уже купивших его, обязана иметь лицензию на право работы в сфере клубного отдыха. А не турагентскую или туроператорскую, как сейчас. Если же у фирмы такой лицензии еще нет, она обязана прекратить свою финансовую деятельность до тех пор, пока ее не получит. То есть проводить презентации она может, заключать договора тоже, а вот принимать деньги от клиентов не имеет права.

Положение о лицензировании принималось долго и мучительно. Ему всячески противодействовали руководители таймшерных фирм. Доходило и до детективных историй.

Документ разрабатывался в Торгово-промышленной палате РФ. В составе комитета, готовящего положение, был и "таймшерщик" - президент Ассоциации российских компаний клубного отдыха Дмитрий Ковалев. Руководитель Департамента туризма Натэла Шенгелия рассказала, что в сентябре Ковалев без ведома комитета подготовил отрицательный отзыв на проект положения и, воспользовавшись отъездом президента Торгово-промышленной палаты Евгения Примакова, завизировал его в юридической службе ТПП. После чего, якобы от имени Палаты, отправил Касьянову.

Вернувшись, Евгений Максимович учинил служебное расследование, в результате которого Ковалев мгновенно вылетел из комитета, а Примакову (уникальный случай!) пришлось писать в правительство письмо с просьбой отозвать злополучный документ.

Почему же продавцы "клубного отдыха" так сопротивлялись лицензированию, что их не устраивало? Главное - отныне введен 14-дневный "период охлаждения", в течение которого клиент имеет право расторгнуть договор в одностороннем порядке без объяснения причин и получить все заплаченные деньги назад. Этот пункт - самый убийственный для таймшерных фирм. Ведь депозиты, за счет которых они жили, теперь придется возвращать до копейки. Правда, как сказал менеджер одной из питерских компаний, это нововведение подкосит и честных, и нечестных. Человек, подписав договор, не станет подсчитывать возможные выгоды от покупки, а побежит советоваться к друзьям. А те непременно обзовут его идиотом и расскажут, как кого-то подобная фирма уже обманула. И клиент гарантированно расторгнет контракт.

Но многие полагают, что, наверное, это и к лучшему, если все нынешние таймшерные фирмы исчезнут. Возможно, на их место придут другие, способные зарабатывать деньги, не вытягивая их всеми способами из карманов людей.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах