55

Трамвайные страсти

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 1-2 09/01/2003

Петербург - едва ли не единственный мегаполис, который снимает у себя трамвайные линии. Только на Васильевском острове за последние годы ликвидированы 6 автобусных, 3 троллейбусных, 5 трамвайных маршрутов, еще 3 - урезаны. Объявлено о демонтаже трамвайных путей на набережной Лейтенанта Шмидта, 8-9, 16-17, 22-й линиях и т. д. Администрация Петербурга пытается к 300-летию как-то исправить положение: началась реконструкция трамвайных путей под скоростное движение. Первая такая линия пройдет по проспекту Просвещения.

Для большинства петербуржцев необходимость трамвая как вида городского транспорта очевидна. Тем не менее исследования специалистов показывают, что, несмотря на все достоинства, трамвай не всегда оправдывает свой статус самого вместительного и экологически чистого вида транспорта.

Сторонники трамвая приводят целый ряд его преимуществ. Во-первых, это самый дешевый вид транспорта. По дешевизне он превосходит троллейбус на 20%, а автобус - на 40%. Второе неоспоримое преимущество - экологическая чистота. В-третьих, трамвай очень экономичен. Он может перевозить значительно большее количество пассажиров, нежели автобус и троллейбус. Для этого достаточно пустить сцепку вагонов. При условии, что трамвай идет не по проезжей части, а по обособленному полотну, то он независим от пробок и интенсивности уличного движения. Подсчеты показывают, что трамвайная линия может заменить собой 24-полосную скоростную магистраль, занимая гораздо меньше места и оказывая минимальное влияние на окружающую среду города. Поэтому и строятся с нуля трамвайные системы в Лос-Анджелесе и Лондоне, Париже и Страсбурге, Лионе и Познани:

Чиновничье сопротивление

В России трамвай вызывает порой инстинктивное неприятие потому, что считается слишком шумным видом транспорта. Порой это стереотип, вызванный чиновничьей некомпетентностью, а порой - следствие крайне низкого качества работ по строительству линий. Действительно, если рельсы в профиль напоминают волнующееся море, а едущий по ним вагон изготовлен 30 лет назад, то шума будет много. Однако это вовсе не означает, что трамвай в принципе не может быть качественным. "Полагаю, что как раз чиновники прекрасно знают, как выглядит трамвай в том же Страсбурге. Многосекционная бесшумная "змея", которой нипочем заторы на дорогах, является не только самым удобным транспортным средством, но и настоящим украшением города. А подземный трамвай в Вене - разве не является он реально воплощенной идеей так называемого "легкого метро", с которой так любят носиться петербургские власти, не имея, похоже, реального представления о том, какой смысл они вкладывают в эти слова? Мы действительно имеем перед Европой преимущество, поскольку еще не уничтожили то, что она восстанавливает с нуля", - говорит Илья Кузнецов, старший научный сотрудник НИИ транспортных средств.

Ренессанс трамвая

В настоящее время трамвай является наиболее динамично развивающимся видом городского транспорта на Западе. В США, например, реализуется около 30 проектов развития трамвайных сетей, в Европе - около 100. Это связано с тем, что, как бы ни расширялись магистрали, автомобили и другой транспорт все равно создают пробки, скорость движения снижается до уровня 10 км/ч. Добавьте к этому растущее загрязнение атмосферы, которое начинает угрожать самой жизни в городе.

"Пока, к сожалению, преимущества трамвая в городе почти не используются. В основном из-за того, что трамвайные пути требуют перестройки, - считает Леонид Винник, генеральный директор ЗАО "Завод по ремонту электроподвижного состава". - Кроме того, необходимо наиболее рационально выбирать схему движения вагонов, чтобы рельсы не пересекались с автомобильными потоками. Можно переместить трамвай в туннель, сделав его подземным, или на эстакаду. Кстати, сейчас в Москве уже ведется работа по реконструкции трамвайных путей, и там, где это необходимо, они переносятся на новые, свободные от автотранспорта участки. Сегодня большим городам нужен удобный транспорт, лучше всего электрический. И здесь трамвай вне конкуренции".

Ложка дегтя

Несмотря на очевидные преимущества, у трамвая в городе имеются и явные недостатки. Пассажиропотоки трамвайных маршрутов, проходящих в центральных районах Санкт-Петербурга, даже в утренние и вечерние часы пик значительно ниже 3000 пассажиров в час, то есть не достигают того значения, при котором использование трамваев эффективно и оправданно. Подвижной состав трамвайных парков Санкт-Петербурга насчитывает около 1500 трамваев. Из них половина полностью выработала свой ресурс, и ГУП "Горэлектротранс" не имеет средств на ремонт. Капитальный ремонт одного трамвая оценивается примерно в 1-1,3 млн. руб.

Трамвайный гул

Трамвайное движение способствует активному повреждению старых зданий и архитектурных памятников, так как при его движении возникают вибрации, в 5-10 раз превосходящие норму.

У трамвая есть еще один существенный недостаток. После каждой остановки, в том числе для пропуска пассажиров трамвая, при трогании с места автомобиль выбрасывает двойную дозу вредных веществ в выхлопном газе. Если бы не было трамвая, на том же участке дороги вредных выбросов было бы меньше.

Кроме этого, практически все трамвайные маршруты в центре города проходят по проезжей части, не имея выделенных полос движения (за исключением Лиговского проспекта), что не только сужает проезжую часть, но и уменьшает скорость потока. Согласно существующим нормам, трамвайные остановки располагаются перед перекрестками на проезжей части. Посадка и высадка происходит на любой свет светофора, т.е. при зеленом свете светофора весь транспортный поток не может начать движение до полной высадки и посадки пассажиров трамвая.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах