179

"Кто с ножом, тот и с мясом?"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5 31/01/2001

Страсти по Кармен

- Русская опера завоевывает позиции, - считает Марианна. - Другое дело, что исполняют в основном "Онегина", "Пиковую", "Годунова". Тяжело пробить новое, но титаническими усилиями Валерию Гергиеву удается. Вот сейчас везет в "Метрополитен-опера" "Игрока" Прокофьева. Показывал в Лондоне "Семена Котко", "Войну и мир".

Русских певцов на Западе стало очень много. И все-таки дискриминация существует: почему-то считается, что мы не знаем языков, не чувствуем стиля: И даже если это совсем не так, не помогает. Расскажу такую историю. Пригласили в Австрию - не буду называть театра - петь Кармен. Очень волновалась из-за своего французского, хотя и знаю с детства. На первой репетиции вступила дрожащим голосом: Потом, конечно, вижу, что из всего состава язык-то знаю лучше всех. Перед премьерой разразился скандал - режиссер раскричался, что не может больше работать с таким неподготовленным коллективом, только у фрау Тарасовой нет проблем ни с языком, ни с пением, ни с актерским мастерством, ни со стилем. Одна из коллег мне сказала шутя: "Теперь я тебя ненавижу!" Я в ответ посмеялась. Рецензии на мою Кармен были блестящие, но... меня больше в этот театр не приглашают.

Рынок певцов

- Как возникает приглашение? У вас на Западе агенты?

- Получить хорошего агента трудно, каждый обещает золотые горы, а на деле поди разберись... Одно могу сказать: рынок оперных певцов сейчас сумасшедший, ставка на молодых, красивых. Старых толстых теток не берут. Да и у нас в театре, когда пришла в 24 года, я была одна такая финтифлюшка, а теперь сколько молодых!

- Если нет надежных агентов, откуда же выступления?

- Просто везло! Но это я с годами поняла, а в юности полагала, что если человек талантлив и работает, как папа Карло, - будет вознаграждение в виде роли. Чушь собачья! Ты должен быть энергичен, нахален, без комплексов. Все можно и все удобно! Моя бабушка выдала потрясающую народную мудрость: "Маша, что ты хочешь? Кто с ножом, тот и с мясом". Теперь я голову могу положить на плаху, что это так. Все мои контракты - удача, редкость, а вовсе не закономерность.

Ведь как познакомилась с Аббадо? Он приезжал в Петербург с оркестром, выступал в Консерватории, и моя знакомая Лариса, работающая там, решила сделать доброе дело - передала Аббадо мою кассету. Лично перед ним я петь побоялась. Через несколько месяцев пришло приглашение на запись арии Марфы в "Хованщине", в диске Мусоргского, который делала "Sony Classical". Потом начались совместные с Аббадо турне.

Кинг-Конг поет Ленского

- В "Метрополитен-опера" готовили "Евгения Онегина". Из русских кроме меня были Галина Горчакова, Владимир Чернов, Ирина Архипова. А Ленского репетировали три иностранца. Особенно потряс мое воображение один из Техаса - внешне ну просто Кинг-Конг. Его чудовищная фигура особенно внушительно выглядела рядом с субтильным Онегиным-Черновым. Шепчу соседке: "Хорош Ленский, как двинет, от Онегина ничего не останется". Но голос оказался замечательный, крепкий, просто Отелло. Мы-то выращены на Ленском Лемешева, а самое ценное, что может быть, - когда человек не копирует, а создает образ, исходя из себя. На сцене "Кинг-Конг" превращался в беззащитного, трогательного, мягкого мишку, что было в сто раз интереснее приевшихся штампов. И с русским было все в порядке. Во время его дуэтов я сидела в кулисах и не могла оторвать глаз.

Лошадь в опере

- Что самое неприятное в вашей профессии?

- Зависимость. От всех, начиная с дирижера, режиссера, гримера, заканчивая уборщицей, потому что если она помыла пол раствором с хлоркой - задыхаешься. У меня, кстати, пару лет назад в Баден-Бадене был такой случай: встаю утром, а голоса нет. Побежала к врачу, посмотрел: "Отекли связки, похоже на аллергию". Ничем снять не удалось, и как спела Вторую симфонию Малера, сама не понимаю. Такого стресса не пожелаю врагу. В клинике сделали тесты и выяснилось, что аллергия на кошек, лошадей и сапрофиты - невидимые клещики, которые живут в коврах, матрасах, пледах. Видимо, были в гостиничном номере.

Ну а этой осенью в "Ковент-Гардене" пела заглавную партию в опере Яначека "Катя Кабанова", по "Грозе" Островского. Есть сцена, когда Тихон уезжает на торг. На премьере буквально на минутку вывели лошадь! Стою в кулисах и чувствую, как отекает нос, начинаю чихать. В начале спектакля была здоровым человеком, а к концу поняла, что не могу спеть ничего. Титаническим усилием воли как бы пропела: Дирижер Симона Янг, перед которой я стала извиняться, заверила, что ничего не заметила. Она мне посоветовала купить подушечку с сухой лавандой, это меня спасало.

Костюм для Брукнера

- И все-таки, насколько важен опыт, полученный на Западе?

- Очень! Расскажу случай, произошедший со мной на Зальцбургском фестивале. С оркестром Аббадо я должна была петь "Te Deum" Брукнера. Планировалось, что прозвучит во втором отделении. Но я, как дисциплинированный человек, пришла к началу первого. Дают третий звонок, оркестр и хор идут на сцену, а я, прогуливаясь за кулисами, захожу в гримерку к своей партнерше финской певице Карите Маттила: "Карита, покажи, какое у тебя платье?" Еще не договорив, в ужасе поняла, что Карита в концертном, и значит, нам выходить на сцену. А я в легкомысленном летнем наряде. Как вихрь влетела моя помощница, буквально содрала платье, пуговицы разлетелись в стороны. Двери гримерки настежь, заглядывает рабочий сцены, который ко мне очень хорошо относился, и сломя голову - к Аббадо: "Маэстро, фрау Тарасова еще голая!" И я вижу, с каким лицом в гримерку заглядывает обычно невозмутимый Аббадо... Оказывается, организаторы переменили очередность номеров. Мне об этом не сообщили, но в гримерке лежала программка. Я просто не взглянула. Теперь стала собраннее. Даже в родную Мариинку прихожу за полтора часа до начала спектакля.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах