Примерное время чтения: 6 минут
709

Могилы под железными крестами

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25 20/06/2001

В сентябре прошлого года в деревне Сологубовка Кировского района Ленинградской области было открыто немецкое военное кладбище, где лежат останки 20 тысяч немецких солдат. А через пару лет, как планируют в Германии, их здесь будет захоронено уже 80 тысяч - больше, чем в любой другой точке планеты.

Находится это кладбище не так далеко от мемориала погибшим российским воинам на Синявинских высотах. Только сегодня лежащих в ленинградской земле немцев и русских разделяют не рубежи обороны, а поля и дачные участки. Время сгладило морщины окопов, изменило и отношение к бывшим врагам. "Как хорошо, что теперь мы дружим", - говорили приезжавшие на открытие немецкого кладбища русские ветераны: Но нынешней весной, когда немцы собрались в город на Неве, чтобы продолжить работы по перезахоронению, выяснилось, что здесь их не ждут. Неожиданно российских и немецких партнеров разделила стена непонимания.

Народный союз

Уве и Лиза Лемке уже восемь лет занимаются поиском и перезахоронением останков немецких солдат на территории российского Северо-Запада. Они - представители Народного союза Германии, организации, которой уже 80 лет. Союз возник после Первой мировой войны, чтобы ухаживать за немецкими солдатскими могилами повсюду, где бы они ни были. Сегодня он опекает около 650 военных кладбищ на территории 40 государств мира.

В Европе - во Франции, Голландии, Польше - Народный союз занимается устройством немецких солдатских захоронений уже давно. В России это стало возможно только после подписания в 1992 году межправительственного российско-германского соглашения. (Кстати, немцы помогают сохранять и российские военные кладбища в Германии, у нас на это, как известно, не хватает средств.)

В России восстанавливается или уже восстановлено около 90 немецких военных кладбищ. А всего на нашей территории 118 тысяч немецких захоронений. Здесь погибли 100 тысяч немецких солдат.

- Мы, конечно, не можем и не стремимся восстановить все военные захоронения, - говорит Уве Лемке. - Мы ищем останки, эксгумируем их и перезахораниваем в определенные места, которые оговорены с российской стороной. Сделать это непросто. Прошло уже больше полувека, как кончилась война. К тому же после войны был сталинский указ - стереть с лица земли могилы захватчиков. На земле, усеянной костями не только немецких, но и наших солдат, строились дома, дороги, нарезались садовые участки. Серьезная помеха - "черные копатели", мародеры, которые добывают на местах боев оружие, раскапывают могилы в поисках золотых зубных коронок, обручальных колец. От их "работы" страдают не только немецкие, но и российские могилы.

Под дулом автомата

Нынешней весной Уве и Лиза Лемке, как всегда, собрались в Петербург. Первой неожиданностью оказалось то, что их российский партнер - Ассоциация международного военно-мемориального сотрудничества "Военные мемориалы" - отказался выслать официальное приглашение, необходимое для получения визы.

Генеральный директор "Военных мемориалов" Александр Быстрицкий заявил, что "не разрешит" немцам работать. Он выслал в администрацию Ленинградской области директиву, в которой оповестил местные власти о том, что любые работы с немецкими военными захоронениями могут проводиться только с его разрешения. А тех, кто, несмотря на запрет, такие работы будет проводить, предложил привлекать к уголовной ответственности по статье 244 - "надругательство над телами умерших и местами их захоронения". Потом "Мемориалы" конфисковали у Лемке машины: два уазика, предназначенных для работы в Ленинградской области (по межправительственному договору, владельцем техники, в том числе машин, купленных на немецкие деньги, считаются "Военные мемориалы").

Еще более захватывающая история произошла в Новгородской области. Там представительница "Военных мемориалов" Людмила Бородачева конфисковала два других уазика (для работы новгородской бригады) с помощью вооруженной охраны с автоматами, а потрясенным Лемке заявила, что "на нашей земле она будет делать все, что сочтет нужным".

Миллионы на кладбища

Что же это за всесильные "Военные мемориалы"? И с чего они ополчились на представителей Народного союза Германии?

В начале 90-х Россия подписала межправительственные соглашения о перезахоронении погибших здесь во время Второй мировой войны солдат с Италией, ФРГ, Венгрией, Польшей, Словакией, Финляндией и Японией. Специально для проведения этих работ в 1991 году при участии Министерства обороны была создана Ассоциация международного военно-мемориального сотрудничества "Военные мемориалы". "Мемориалы" должны осуществлять всю необходимую техническую работу и вообще всячески содействовать иностранцам. А главное - через них идут деньги, которые перечисляют все названные страны, включая Германию, для перезахоронения своих солдат и ухода за их могилами.

Деньги немалые. За восемь лет для устройства в России солдатских военных кладбищ Германия перечислила несколько миллионов марок.

Может быть, в этом все дело? Многие говорят, что счета, которые "Мемориалы" представляют в Народный союз Германии за свою работу, завышены, но иностранцы привыкли доверять партнеру. И педантичные немцы исправно оплачивают все счета. Тем более что документы о сотрудничестве скреплены подписью руководителей российского государства.

Только вот Виктор Черномырдин, подписавший в 1992 году российско-германский договор, фигура уже почти былинная. А генеральный директор "Военных мемориалов" Александр Быстрицкий - напротив, персонаж вполне реальный. Сегодня он заявляет, что "не разрешит" немцам работать на "наших кладбищах". Вообще, мол, нечего немцам здесь делать. Денежки пусть перечисляют, а сами - ни-ни. Вероятно, присутствующие здесь представители Народного союза мешают "Военным мемориалам". Не будь их, для "Мемориалов" наступит полная вольница. Кто проконтролирует, какая часть перечисленных из Германии миллионов будет закопана в многострадальную ленинградскую землю, а какая осядет по пути в чьих-то карманах?

Непримиримое примирение

Ассоциация "Военные мемориалы" с такой трактовкой событий категорически не согласна. "Это не мы, а немцы уходят из-под контроля, - говорит представитель "Мемориалов" в Санкт-Петербурге Людмила Белова. - У нас бухгалтерия абсолютно прозрачна, проверки проходят ежегодно, нарушений нет. А вот немцы используют "черный нал", с которого не платят налоги, отказываются предоставлять нам отчетную документацию, занимаются какими-то махинациями с останками немецких солдат".

Словом, раздражает россиян тяга немецких братьев к самостоятельности. Ну а те, в свою очередь, ни в какую не хотят быть "под колпаком" у "Мемориалов". Дело приняло такой оборот, что теперь, скорее всего, может быть решено либо вновь на высшем дипломатическом уровне, либо с помощью юристов. И возможно, правильные слова о терпимости и примирении бывших врагов по оружию, словно в насмешку, будут теперь звучать в качестве аргументов в суде.

На фото: В коробке, которую Лиза готовит к отправке, находятся несколько сотен личных жетонов погибших солдат. А если жетон был утерян или поврежден, то все данные писали на бумаге и укладывали при захоронении в бутылку.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах