"Это будет роскошное зрелище, в финале они покажут "большой бум", настоящий космический взрыв", - американка, встречавшая нас с восторгом, рекламировала предстоящий поход в нью-йоркский планетарий. Она была там уже шесть раз и водит только своих друзей. Глаза этой уже немолодой женщины после шоу восторженно горели, как у ребенка.
"Что за бред, взрослых людей таскают на какие-то детские мероприятия", - ворчала делегация русских журналистов. В Нью-Йорке, пообещав "увлекательное путешествие по Гудзону на исследовательском паруснике", нас затащили на деревянную посудину, где было еще сорок детей. Отвалив от причала, шхуна три с лишним часа под палящим солнцем кружила в радиусе 300 метров. Школьники учились пользоваться компасом, смотреть в бинокль и микроскоп, радостно кричали речевки и пели песни. Журналисты с тоской смотрели на недоступный берег и жалели, что не захватили с собой напитки и закуску. Дальше были другие не менее "увлекательные" мероприятия, а в планетарии все стало окончательно понятно. Никакого злого умысла - они действительно считали, что это зрелище звездного неба и летающих по нему планет, этот школьный урок по астрономии со спецэффектами и есть "зэ бест".
"Гордыня и инфантилизм" - так описал один из ведущих центрального телевидения американский характер. Гордые собой дети, которые любят пугаться и впечатляться. Все самое страшное там - по другую сторону экрана: всегда можно выйти из зала, выключить телевизор, перезапустить "игрушку" на компьютере. И так годами, десятилетиями. А 11 сентября выключить не получится. Никак. Пусть, щадя психологию нации, Си-эн-эн не покажет, как это сделали бы у нас, изувеченные тела и горы трупов. Пусть в остальных городах, посмотрев очередной ужастик в стиле документального кино, люди вернутся к обычной жизни. Все равно "большой бум" стал реальностью и обернулся смертью - по крайней мере для тех миллионов, что живут и работают на Манхэттене. Перенести психологический удар детям "made in USA" будет крайне сложно.
"Мы вас понимаем, у нас тоже взрывали дома в 1999-м", - говорим мы сейчас американцам. Но понять не сможем. Как тогда в августе не могли понять нас американцы, когда автор им рассказывал о том, что творилось у нас осенью 99-го. Это были страшные сказки из дикой России. Теперь это пришло к американцам, и уже нам не понять их до конца. Да, нам тоже было страшно от беззащитности, от того, что завтра можно и не проснуться. Но у нас до этого были путч, танки в Москве, война в Чечне, и мы привыкли. Привыкший к стрессу мозг принял взрывы в столице и переварил. А они, жившие в оранжерее всеобщего благоденствия, как им это принять? В какой ряд уложить: рядом со штрафом за неправильную парковку, наркоманом, отобравшим двадцатку в Центральном парке, сексуальным приставанием начальника? Нет, не понять нам, каково это попасть из того сладкого мира да в террористическое полымя.
Психика детей разрушена, и дети желают отомстить обидчику. Они смотрят на президента, может, впервые не как на человека, главная задача которого не мешать хорошо жить, а как на отца, который всем отомстит, ему дают карт-бланш и прощают все. Показательный пример: погибает "Курск", и вся страна в гневе: "Почему Путин не едет на Баренцево море, почему он не там, где трагедия?". Гибнут тысячи американцев, и хоть бы один на экране и в газете возмутился, что президент, как заяц, мечется по стране, выступает с невнятными обращениями и ни ногой в Нью-Йорк. Ждать объективности и разумности - глупо. И ждать милости при акции возмездия тоже не стоит. Дети в гневе жестокосердны, в состоянии аффекта безжалостны:
Впрочем, все это ненадолго. Потом все будет как в десятках голливудских "психоаналитических" суперфильмах. Сознание загоняет все в дальний уголок, и ребенок забывает давний кошмар. Они снова будут жить в своей самой лучшей, самой богатой и самой сильной стране. При встрече улыбаться во все 32 и всем видом демонстрировать свою приязнь. Не от лицемерия, как мы считаем, а по природе своей. "Близнецов" отстроят, неон вспыхнет с новой силой. На "фабрике грез" снимут фильм о любви, погибшей под руинами Всемирного торгового центра. Только когда увидят на экране очередной "бум", многие будут пытаться убежать из зала, а у других невесть откуда появится боязнь высоты. Но этим займутся психоаналитики.
Пусть никто не подумает, что все это попытка как-то ущемить американцев, в сотый раз пропеть песню "Сами виноваты". Да в чем они виноваты? В том, что были самыми сильными и богатыми, хотели хорошей жизни и смогли ее добиться? Только представьте на секунду, что все идет наоборот. 2001 год, СССР - великая страна, в которой счастлив человек. Мы самые сильные, нас слушает полмира. Тех, кто ведет себя "не так", мы примерно наказываем, народ одобряет ввод войск в "плохие" страны: И тут - самолет в Кремль, самолет в Белый дом, ГУМ, ЦУМ и еще куда-нибудь. Что почувствовали?
Так что ни слова упрека жителям американского рая. Их жаль, и жаль, что этот рай разрушен. Каким будет новый, построенный повзрослевшими на руинах американскими "детьми"? И не будет ли мир с ностальгией вспоминать старую добрую Америку прошлого тысячелетия, которой еще недавно посылал проклятия?
На фото: Нью-Йорк, конец августа, в американском раю все спокойно. Рекламный буклет зовет на крышу мира.