Примерное время чтения: 4 минуты
59

Петербург. Праздничные волдыри

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4 23/01/2002

В преддверии празднования 300-летия на город напала какая-то лихорадка. Множатся идеи украшения и преобразования внешнего вида северной столицы - волдырем на ровном месте вспухает то один проект, то другой, разной степени вменяемости. Все идеи призваны и глаз усладить, и карман наполнить.

Театральные мешки

Вот, например, благое дело - строительство новой площадки для Мариинского театра. Театру тесно в старом помещении, но ни одно из стоящих рядом зданий не годится для расширения мариинских угодий. Поэтому был объявлен конкурс на проект новой площадки, которая разместится на месте пары-тройки снесенных домов. Обсуждение проекта грозило стать скандалом, поэтому на него журналистов не пустили. И напрасно: сведения уже через пару часов просочились через закрытые двери, зато благодаря таинственности обстановки обрели некую двусмысленность. Суть скандала в том, что понравившийся руководителю Мариинки Валерию Гергиеву проект выглядит одиозно. Как сказал сам автор проекта, известный архитектор Эрик Мосс, здание будет похоже на "мешки с мусором". Правда, очень цивилизованные, западные мешки, не имеющие ничего общего с нашими мусорными бачками. Но для Гергиева очень важно, что внутри новое здание точь-в-точь отвечает его запросам - там есть все, что нужно современному театру. А то, что его "революционный" облик практически не вписывается в историческую застройку Петербурга, - ну так предложите лучше. Как сказал заместитель председателя Комитета по охране памятников Алексей Комлев, наши архитекторы против агрессивного Мосса выглядели бледно - тот проект, что представил г-н Романов, был слабым, здание выглядело "зажатым" и внутри, и снаружи. Скорее всего, Министерство культуры РФ объявит новый конкурс, с более жестко оговоренными условиями, а пока суд да дело - нужно приводить в порядок старое здание театра. Дай бог к юбилею успеть. Так что завтра никто еще не собирается сносить квартал напротив Мариинки, чтобы соорудить "мешки".

Колесо "оборзения"

Еще один "волдырь" зреет в центре города, правда, все время перемещаясь, блуждая от Спаса-на-Крови к Петропавловке. Некое ООО "Антей" хочет соорудить колесо обозрения диаметром 51 метр, чтобы все желающие могли посмотреть на город сверху. Действительно, только с Исаакия можно окинуть взглядом Петербург, других смотровых площадок у нас нет. Деньги потекли бы рекой. Но как будет выглядеть гигантское колесо поверх невысокого центра города, предсказать нетрудно - кадр из фильма о нападении марсиан. Говорят, что губернатору идея "колеса" посреди Питера тоже не очень-то по душе, и он рекомендовал отправить "колесистов" в Петергоф. Если там, конечно, обрадуются визитерам.

Удобно быть лежачим камнем

А третий из недавних "волдырей" - на вид подкожный, тихий, но от того, прорвется он или нет, зависит нормальная работа Музея истории Санкт-Петербурга, т.е. Петропавловской крепости. Директор музея Борис Аракчеев издал приказ, согласно которому отдел истории города расформировывается за ненадобностью, а его сотрудники мирно переходят на работу в дружественные подразделения, где работы по уши. Тут же в СМИ и в Интернете появилось гневное письмо о "катастрофической ситуации, сложившейся в музее". В нем есть фамилии и "деспота" Аракчеева, и его "некомпетентного" зама Панкратова, и "корня всех зол" Дементьевой, и Черкесова с Яковлевым (к ним и вопиет письмо), нет только фамилий авторов послания. Оно анонимное.

Как рассказывает главный хранитель музея Надежда Малкова, претензии сотрудников отдела, скорее всего, вызваны тем, что их попытались контролировать и требовать отчетов о проделанной работе. Тем более что поданная отделом концепция подготовки к 300-летию Петербурга не выдерживает никакой критики. С точки зрения Надежды Борисовны, опытные и знающие музейные работники, вероятно озабоченные сменой привычного ритма жизни, не нашли ничего лучшего, как начать войну, причем с помощью анонимок. Но в таких условиях никаких денег музей не заработает. А Комитет по культуре администрации Петербурга и Министерство культуры РФ постоянно "долбят" директоров музеев: вы должны зарабатывать, вы можете, но, видимо, не хотите. Ущемляемые научные сотрудники пишут, что музею наносится колоссальный ущерб, что федеральные крохи тратятся бездарно. Однако они не желают унижаться до зарабатывания денег, полагая, что деньги должны появляться сами, ввиду уникальности музея. К счастью, не все музейные работники стоят на такой позиции - вот Эрмитаж, например, и деньги зарабатывает, и униженным себя не считает.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах