Говорят, Петербург - город морской, у нас даже порт есть. Не мудрено, что петербуржцев временами тянет в морские путешествия. Катание на речных трамвайчиках не утоляет желания взойти на настоящий белый теплоход и отправиться в далекое плавание, невзирая на весьма немалую цену такого вояжа. Желание есть, да плыть не на чем.
Если кто помнит, в Ленинграде когда-то был морской пассажирский флот. И суда были по тем временам отличные: "Пушкин", "Лермонтов", "Ильич", "Анна Каренина": К 1995 году, когда славное БМП тихо усопло, "Анну Каренину" и "Ильича" у нас забрали за долги. "Пушкина" с "Лермонтовым" передали в другие пароходства, где первый изгадили до неузнаваемости на внутренних рейсах, а второго утопили у австралийских берегов. И не стало у петербуржцев возможности отправиться в круиз прямо из родного города. Если же такое желание все-таки возникнет, то придется покупать билет на самолет и лететь в заморский порт. Стоимость тура от этого, понятное дело, возрастает, а значит, круг людей, способных это себе позволить, уменьшается.
И все же путевки на круизы в Петербурге продаются. По оценкам турфирм, около 30% путешествовавших на лайнерах вновь приобретают аналогичные туры. Популярны не только вояжи по морю, но и по европейским рекам, например по Дунаю.
Отсутствие собственных судов сильно сдерживает развитие круизного бизнеса в Петербурге. При этом в круизных компаниях в городе недостатка нет. Но путешествия на российских судах, начинающиеся в Питере, проходят исключительно по внутренним акваториям - Валаам, Кижи, да вниз по Волге. Ходили идеи зафрахтовать для круиза вокруг Европы иностранный теплоход. Но, во-первых, это дорого, а во-вторых, владельцы судов требуют фрахтовать их от порта его приписки, то есть придется оплачивать перегон до Питера. Значит, цена круиза взлетит до заоблачных высот, и к тому же экипаж будет не русскоговорящим.
В общем, проблема очевидна. Турфирмы, специализирующиеся на круизах, при всем их желании объединиться для ее решения, вряд ли способны без помощи города сдвинуть дело с мертвой точки. В конце концов, у кого трехсотлетие на носу? Справлять юбилей морского города, не имеющего ни одного приличного пассажирского судна, - смешно, однако.