В этом году о непростых взаимоотношениях морской столицы России с морем говорилось не раз, и на страницах "АиФ-Петербург" в том числе. Но что ж поделать? Год выдался для города непривычно богатый на события, связанные с этой темой. То крупнейшие международные круизные компании к Питеру интерес проявляют, то мы сами новую паромную линию открываем. Вроде все благополучно. Однако без ложки дегтя опять не обошлось.
Рейс задержали на год
Последний месяц лета, как в анекдоте, принес нам две новости - хорошую и плохую. Начнем с хорошей: с августа запущена, наконец, круизная линия Хельсинки-Таллин-Петербург. Теплоход "Силья Опера" каждую среду швартуется у питерского причала, и на берег сходит 1200 финских туристов. Плохая новость в том, что, нам с вами попутешествовать на этом судне не удастся как минимум до января, как максимум - никогда.
Паромное сообщение между нашим городом и финской столицей открылось с опозданием ровно на 12 месяцев - фанфары должны были трубить еще 13 августа 2002 года. Тогда все было готово, финны даже билеты на теплоход раскупили, но российский МИД и паромные компании не сошлись во мнении о том, что такое международный круизный туризм. "Силья Лайн" считала, что раз существует международное правило о краткосрочном безвизовом пребывании пассажиров круиза, то оно должно действовать и в России тоже. МИД же решил, что рейсы Хельсинки-Петербург-Хельсинки являются не круизными, а паромными, и значит пусть финские граждане платят валюту за право сойти на берег. В общем, открытие линии отложили сначала на полгода, а потом на год.
Теперь, похоже, формальности улажены, МИД добился своего, финны выкладывают по 25 евро за групповую визу и гуляют по Петербургу. Победа? Не так все просто. Когда идея морского сообщения между нашим городом и Хельсинки только зарождалась, организаторы круиза задумывали равные возможности для финнов и россиян. Предполагалось, что только первые полгода кораблем будут пользоваться исключительно иностранцы, а затем на "Оперу" смогут покупать билеты и наши сограждане.
Теоретически эти планы существуют и сегодня, но в руководстве "Силья Лайн" нам сообщили: посадки на борт в Петербурге нет и не будет, и это - вопрос практически решенный. Билеты на теплоход будут продаваться исключительно в Хельсинки, потому что везти до Петербурга пустые каюты компании не выгодно.
"Опера" для финнов
Директор одной из фирм, представляющих в Питере "Силью Лайн", рассказал нам, что даже если бы он смог продавать петербуржцам билеты на "Оперу", популярность этого недельного круиза все равно была бы низкой. Линия Петербург-Хельсинки интересна нам именно как паром, чтобы с собой на борт можно было взять автомобиль. Но "Опера" для таких нужд не приспособлена, там даже нет палубы для машин. А те, кто хочет просто попутешествовать по воде, имеют на выбор гораздо более интересные маршруты, нежели в Хельсинки.
Вторая проблема - цена. Даже если нам будут продавать билеты только в один конец, что сомнительно, они будут стоить 70-100 евро. Время в пути - около суток. Столько же, а то и дешевле, стоит шестичасовая поездка до Хельсинки на комфортабельных поездах "Сибелиус" и "Репин". Автобусом до финской столицы можно добраться за 7-9 часов. Если пользоваться регулярной линией, то цена вопроса - 30 евро, а если поехать на автобусе, принадлежащем турфирме, то это обойдется всего в 11-12 евро, причем в обе стороны. Достаточно подойти вечером к гостинице "Октябрьская" и договориться с водителем - многие охотно берут на борт "левых" пассажиров.
С Германией повезет?
Однако иностранные паромные компании не теряют надежды полноценно войти на петербургский рынок. Та же "Силья Лайн", по словам ее руководителя Меэлиса Лайдо, в следующем году все же запустит из Петербурга настоящий паром "Финнджет", который пойдет через Таллин в германский город Росток. Это судно, в отличие от "Оперы", имеет вместительную палубу для автобусов и автомобилей. Если цена билетов не будет запредельной, а туристические фирмы договорятся с пароходством о квотах для российских и иностранных туристов, то новый маршрут сильно облегчит возможность путешествий петербуржцев по Европе.
Эстонская компания "Таллинк" тоже планирует открыть свою линию Таллин - Санкт-Петербург, надеясь создать конкуренцию ныне существующим автобусным турам. Эстонцы собираются начать судоходство в апреле-мае 2004 года, однако директор по инвестициям "Таллинка" Марек Мяги заявил, что если у них будет готово новое судно, то они могут стартовать и раньше.
Вопрос только в одном: смогут ли петербуржцы покупать билеты на эти рейсы? Городу как раз выгодней, чтобы мы такой возможности не получили, ведь подсчитано, что каждый турист оставляет у нас по 100 долларов в сутки. Умножим 52 недели в году на 1200 человек, которые вмещает та же "Опера", и получим 6 с лишним миллионов - сумма для Петербурга неплохая. Так есть ли смысл государственным чиновникам бороться за то, чтобы мы занимали на кораблях места иностранцев? Скорее нет, чем да.
Без гостиниц обойдемся?
Прикрылся листком. Как петербуржцы уживаются с платными парковками