О мифах и легендах самого таинственного города России, родившегося из ниоткуда и на глазах уходящего в никуда, написаны многочисленные тома - как учеными мужами, так и спекулянтами на любви человека к непознанному, недоказанному и недоказуемому в принципе. Появление еще одной книги - "Таинственный Петербург: легенды Северной столицы" москвича Вадима Бурлака - на первый взгляд можно отнести к разряду спекулятивной литературы. Масса легенд, мифов, баек, которыми оброс великий город всего за 300 лет, живость подачи материала говорят как будто о несерьезности книги. Так ли это?
Жить или не жить?
Вадим Бурлак - человек бывалый. Москвич, юрист по образованию, но доктор философских наук, путешественник и мифотворец, защитник природы и исследователь непознанного. На его счету 120 экспедиций - причем полноценными экспедициями Бурлак считает и путешествие в Африку, и поездку в Полесье, где, как уверен автор, до сих пор живут потомки скифов, ушедших из распавшегося государства на север. Почти о каждой экспедиции написана если не книга, то большая статья или выпущена передача на московском радио.
Зачем он везде ездит и всем интересуется? Ему небезразлична судьба человечества. К сожалению, современный человек часто не знает ни прошлого своей семьи, ни прошлого территории, на которой он проживает. Люди стали агрессивны, все больше оружия накапливается не только в государственных арсеналах, но и в домах граждан. Человечество балансирует на грани жизни и смерти, и склонить людей к гуманизму по отношению друг к другу - задача первостепенной важности. Этим и занимается Бурлак.
Большое видится на расстоянии
Но как могла в голову москвичу зарониться такая идея - написать о Петербурге? Зная историческое противостояние двух столиц буквально во всем, о вражде московской и питерской школ по всем направлениям, автора можно было бы заранее пожалеть. Москвичи и прочие россияне пожмут плечами - эта книга вроде как не для них и не про них, питерцы возмущенно подожмут губы - кто он такой, чтобы судить о нашем неповторимом городе?
А он и не судит. Он кропотливо собрал все мифы и легенды о столице империи, более того - о тех местах, где был построен город, и довольно удачно скомпоновал их в динамичное повествование. Главное достоинство любой книги Бурлака - легенду он называет легендой, предположение - предположением, и никогда не подает свои воззрения как истину в последней инстанции. Как говорит автор, иногда лучше в ущерб стилю и занимательности лишний раз повторить читателю, что изложенная история - это точка зрения такого-то ученого или легенда, услышанная от такого-то местного жителя, нежели позволить упрекнуть себя в агрессивном насаждении своих взглядов. Что же касается права москвича написать книгу о Петербурге - порой большое действительно лучше видится на расстоянии, поэтому некоторые страницы истории города, к которым мы настолько привыкли, что и не замечаем, в восприятии жителя другого города могут быть изложены ярче. И ведь Петербург ничем не оскорблен - наоборот, пиетет Бурлака перед загадочным городом виден с первой страницы.
Кто снимет с нас проклятие?
Естественно, Бурлака не могла не занимать главная мысль, посещающая человека, который взялся изучать историю Петербурга - быть или не быть ему пусту? Детально изучив литературу и народные легенды на эту тему, он пришел к выводу, что снять проклятие царицы Авдотьи с нашего города можно только одним способом. Некая леди аккурат на трехсотлетие, распустив волосы как Годива, но одетая из-за промозглости северной весны, должна на белом коне трижды объехать город кругом. Тогда все образуется. Не сказано, правда, в каких пределах надо объезжать - то ли в петровских, когда и состоялось проклятие, тогда это будет небольшой кружок по центру, то ли по современной границе города - тогда бедняге придется захватить Курортный район, Красное Село с Павловском, а путь между Кронштадтом и Ораниенбаумом проделать то ли вплавь вместе с лошадью, то ли на пароме. К сожалению, Вадим Николаевич до выхода книги упустил еще одну легенду, которая ему очень пригодилась бы: от проклятия помогает и строительство круговой насыпи-дороги вокруг города, которую следует сложить из трех местных пород: белого бута, синей глины и красного песчаника. И патриотично, и на КАД похоже.
До книги о нашем городе Бурлак выпустил книгу о Москве - с теми же целями и задачами. Само название тома - не "Таинственная Москва", а наоборот, "Москва таинственная" - призвано намекать на былинность, фольклорность, древность многих историй о городе. В книге о Санкт-Петербурге такой инверсии автор себе не позволил - с городом белых ночей и прямых улиц древнерусские игры не пройдут. Правда, из-под арки Зимней канавки на обложке почему-то выглядывает не Петропавловская крепость, как положено, а Кунсткамера. Вероятно, из Москвы Питер видно именно так.
Легенда. У Александра III был личный горбун - шут Ульян, который колобродился в столице, учиняя разные непристойности и пакости. С Ульяном император и пьянствовал, а тот учил Александра III через рюмку в зеркале узнавать свою судьбу. Недруги императора утопили горбуна, после чего, лишившись единственного верного друга, Александр III запил не на шутку. Пьяному ему являлся Ульян, и они снова беседовали. А придворные показывали на дверь, за которой пил император: "Опять ушел искать горбатого...".