Самая известная городская яма - котлован рядом с Московским вокзалом, наследство ВСМ. Но он хоть за забором, в глаза не бросается. Другое дело - траншеи и канавы, которыми изрыт весь город: там теплосеть ремонтируют, здесь кабель прокладывают. Ладно бы работали, а то вырыли и бросили. Траншеи стоят без загородок месяцами, грозя перепрыгивающим через них горожанам переломанными ногами.
Раз - канава, два - траншея
Надзор за земляными работами в городе осуществляет Государственная административно-техническая инспекция (ГАТИ). Ежегодно она выдает порядка 10 тысяч разрешений на проведение аварийных и плановых земляных работ. В срок закапываются далеко не все.
У станции метро "Достоевская" мощеный тротуар вскрыли месяц назад. Работ никаких не ведется, и траншея уже превратилась в большую мусорную яму, а плитку растаскивают любители сувениров. Недавно через канаву перекинули деревянный мостик. По-видимому, простоит еще долго. Траншее на Ленской улице возле дома N 15 скоро исполнится полгода. И тоже ничего не происходит. Местные жители пробираются к подъездам, перепрыгивая через разбросанные вокруг обрезки труб. Список можно продолжать бесконечно.
"Все дело в отсутствии строительной культуры, - считает начальник ГАТИ Сергей Бабаев, - попросту говоря, в плохой организации работ. Получив у нас разрешение на проведение земляных работ, организация должна располагать средствами, заготовленными материалами, рабочей силой. К сожалению, зачастую ничего этого нет. По документам все в порядке, а на деле: Выроют траншею, а потом неделю ждут, когда им привезут дешевый кабель откуда-нибудь из Грузии".
Ждем закон
Тех, кто нарушает сроки, инспекция штрафует. Но эффекта от этого мало, поскольку штрафы смехотворно мизерны. Штраф должен быть сопоставим со стоимостью проведения работ, считают в инспекции, тогда будет результат. К тому же даже копеечные санкции приходится выбивать из провинившихся организаций с боем. Пока не потребуется очередное разрешение на земляные работы, никто и не пошевелится. Неудивительно, что в городе, особенно во дворах, есть ямы и траншеи, у которых и хозяина-то уже нет.
Кроме того инспектора ГАТИ часто просто физически не успевают контролировать все земляные работы в городе. Сегодня в штате инспекции числится 38 человек. Для сравнения: в аналогичной московской структуре работает в десять раз больше сотрудников.
В инспекции надеются, что положение изменится осенью. В Законодательном собрании уже прошел первое чтение новый закон "Об административных правонарушениях в сфере благоустройства Санкт-Петербурга". В нем существенно увеличены штрафы. Они будут достигать размера в 600 МРОТ. Кроме того, если закон будет принят, появится возможность штрафовать руководителя провинившейся организации и требовать уплаты штрафных санкций через суд.
Может, тогда город не будут уродовать земляные брустверы и ямы на тротуарах.
Кстати
Каждый день ГАТИ выдает разрешения на сотню с лишним аварийных работ. Если авария произошла на проезжей части, все последствия земляных работ должны быть устранены в течение суток, на тротуарах и газонах - в течение трех дней. Исключение делается только для сезонных работ, таких, как, например, восстановление зеленых насаждений.