43

Театры на коленях?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 10 05/03/2003

Вот уже больше года театральные билеты в Питере продают с помощью единой компьютерной системы. Инициатором была дирекция театрально-концертных и спортивно-зрелищных касс (ДТЗК) в лице ее руководителя Сергея Панфилова. Новинка прогресса внедрялась в почти трехвековую театральную жизнь с трудом: кассиры, директора не верили, что это улучшит продажи, побаивались техники (хотя их и обучили), подозревали, что она разрушит "человеческий фактор" в общении с публикой, и даже - что Панфилов задумал лишить театры их исконного права распоряжаться билетами, хочет поставить их на колени.

Какие мы зрители

Проблемы еще остаются, но недавний опрос зрителей, который провела компания "Комкон", показал, что для 73% покупка билета стала проще и удобнее. Да и кассиры с техникой пообвыклись, называют компьютер "кормильцем", те, кто работает профессионально и успешно, стали получать больше. Удобства системы очевидны: на мониторе открывается изображение зала любого театра, где видно, сколько и какие билеты есть в продаже. А раньше, в поисках билета на нужный спектакль, приходилось иногда обегать несколько касс.

У питерцев появился и еще ряд удобств: возможность забронировать билеты, заказать их доставку на дом, получать скидки, если билет на гастроли, организованные ДТЗК, приобретаются заранее. Сергей Панфилов считает, что льготы должны быть расширены, например, для постоянных посетителей театров.

Маркетинговые исследования "Комкона" выявили интересные подробности культурной жизни города. (Приятно было узнать, что "Аргументы и факты-Петербург" лидировали в ответах на вопрос: "Из каких печатных органов вы черпаете информацию о театрах?")

Опрос развеял миф о том, что в театры ходят в основном "интеллигентные старушки". Оказалось, большинство публики составляют люди в расцвете лет с высшим образованием - техническим, экономическим, медицинским, а также работающие студенты. Доход в семьях театралов - от пяти тысяч рублей на человека.

Цены на билеты

За театральный сезон цены на билеты не выросли, что, с одной стороны, хорошо, но если углубиться в проблему, понимаешь, что здесь таится большая опасность для театра как такового. Зарплата актеров составляет 800-1500 рублей. Самые популярные могут позволить себе служить в театрах только потому, что зарабатывают на стороне: в антрепризах, сериалах, кино. (В театрах острят: "Актер, не ходи по сцене, денег не будет!") Актеры ведущих московских театров, в которых цены на билеты на порядок выше, чем в питерских, и получают достойно. К примеру, даже молодежь МХАТа - по 10-16 тысяч рублей. Нашим театрам перепадают крохи на новые постановки, а Константин Райкин (возможно, первым в России) взял банковский кредит для работы над "Шантеклером", по его словам, "Сатирикон" просто не может себе позволить дешевые билеты. Между прочим, и в Питере есть зрители, которых не радует, а пугает цена в 50 рублей, потому что люди хотят качественного зрелища и удобные места в зале.

В Петербурге вновь появилось понятие дефицита: на некоторые спектакли о билетах нужно побеспокоиться заранее, за неделю уже не купишь. Продажа начинается примерно за месяц. Некоторые театры и залы поощряют дальновидных зрителей - к примеру, Филармония делает немалые скидки для тех, кто заранее покупает абонементы.

О вкусах

Любимые питерские артисты - Басилашвили, Фрейндлих, Лавров, молодой Хабенский - на восьмом месте, Лыков, Пореченков, Скляр - чуть ниже. Из московских лидируют Табаков, Абдулов, Караченцов, Меньшиков, Васильева, Безруков, Янковский, Райкин. Среди петербургских музыкальных театров нет равных Мариинскому, среди драматических не сдал позиций БДТ, следом за ним по популярности - Комедия, Комиссаржевка, Александринка. Пожалуй, эти данные свидетельствуют, что публика в залах - солидная как по положению в обществе, так и по возрасту. У молодежи другие вкусы, ее нечасто увидишь в БДТ или Александринке.

И еще о вкусах: недавно в нашей культурной столице давали сольные концерты Жванецкий и Дроботенко. По поводу второго персонажа у многих горожан явно вырвется вопрос: "А кто это?" Но билеты на героя "Аншлага" Дроботенко были распроданы гораздо быстрее, чем на Жванецкого!

Что будет

Компьютеризированную систему продажи билетов перенимает столица. В Москве на эти цели выделено около трех миллионов долларов, у нас управились за 800 тысяч, поставщиком программы выступает уже набравшая опыт петербургская фирма. Когда в столице компьютеризация вступит в силу (ориентировочно - 2004 год), жители обоих городов смогут покупать билеты в театры как Москвы, так и Питера. Ну а наша ДТЗК с 1 апреля открывает свою страничку в Интернете, так что билет можно будет заказать и таким образом.

:Разговоры о том, что Панфилов хочет поставить театры на колени, продолжают существовать. Приверженцы этой точки зрения имеют свои аргументы. Директор же считает, что его задача - поднять театры с колен. Нам, зрителям, до этих противоречий, в общем-то, дела нет. Лучше отправимся в театр.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5

Самое интересное в регионах