Примерное время чтения: 6 минут
130

Самое желанное - "сопутствующий продукт"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20 14/05/2003

Как-то я наблюдала на школьном дворе за одним 12-летним мальчиком. Парнишку обижали все кому не лень: сверстники толкали его, задирали, предлагали подраться. В ответ он только заискивающе улыбался, но никуда не уходил - наоборот, с надеждой на лучшее в людях, бежал навстречу своим неприятностям. Наверное, ему казалось, что ребята наиграются в свои "охотничьи забавы" и примут его в свою компанию. В конце концов, проказники отняли у него кепку, стали перекидывать ее друг другу, подкладывая исподтишка в нее камушки. А он все бегал за ней, как неприкаянный:

Вода дырочку найдет

В таких случаях бесполезно читать нотации типа: "Что вы делаете! Как вам не стыдно!" и т.д. Детская агрессивность уже сформирована какими-то другими, внешними обстоятельствами, и она все равно найдет способ самовыражения (как правило, на том же объекте). Не в этот раз - на дворе, так в другой - за школьным забором - дети отыграют свои страхи и обиды на том, кто позволяет им с собой плохо обращаться. На человека, ведущего себя как потенциальная жертва, всегда найдется ловец человеческих душ!

13-летний мальчик сначала учился в одной школе. Его там били, обижали, пока во избежание дальнейших неприятностей парня не перевели в другую школу. И что, вы думаете, он там сделал в первую очередь? Рассказал всем, как его унижали и оскорбляли в старой школе. Теперь то же самое с ним делают ребята из нового класса:

Другой пример. Несколько лет тому назад компания подростков ради хохмы облила бензином и подожгла живым факелом 11-летнего мальчика. Начиналась же их игра вполне безобидно - с простых подначек, приказов: "Сходи туда, принеси то-то", "Проси прощения!", "Целуй ноги": С каждым раундом они становились все изощреннее в издевательствах, как будто хотели найти тот предел, ниже которого он не опустится. Не нашли: Как говорится, человек сам творец своего несчастья.

"Бедная овечка"

Еще одна история о том, как жертва чужой воли попала в ловушку собственной глупости. Девочка без разрешения родителей отправилась на дискотеку в компании случайных подруг. Во время танцев к ней подошли более взрослые девушки и призвали для выяснения отношений в туалет. Пошла. Одна. После непродолжительной беседы с рукоприкладством униженно просила прощения у "сильных мира сего", ни за что: Ей сказали: "После дискотеки еще поговорим! Иначе будет хуже:" Осталась. Ни у кого не попросила помощи, молча прошла мимо "столпов охраны" и стала ждать исполнения приговора. Дождалась: Теперь удивляется вместе с родителями: "Почему все так плохо закончилось?"

Всего этого не случилось бы, если бы она: 1) не обманула родителей; 2) не побоялась обратиться за помощью к дежурившим на дискотеке взрослым; 3) позвонила родителям и рассказала им о грозившей опасности. Но этого она сделать не могла, потому что больше всего на свете боялась гнева отца-деспота:

Давно известно, что страх наказания является причиной детской лживости. Маленькие неурядицы, как снежный ком, обрастают новыми проблемами, родители же и не догадываются о том, в какую пропасть он катится. Не случайно мудрые воспитатели всегда придерживаются одного правила: "За правду наказывать нельзя".

"Не все так просто!"

Но почему нынешние дети все-таки так агрессивны в своих проявлениях? Психологи называют несколько причин. Одна из них - общая информационная перегрузка подрастающего поколения. При этом главный упор в образовательном процессе ставится на левомозговую деятельность (логика, законы, обширные тексты). Правое полушарие мозга мало востребовано в обычной жизни ребенка. Вот оно и мстит человеку за свою бездеятельность разного рода истериками, немотивированной агрессивностью и т.д. Следующий кивок специалисты делают, естественно, в сторону телевизионных СМИ и компьютерных "убийственных" игр. Еще А. Бандура, основатель когнитивной теории научения, наглядно продемонстрировал всему миру, что агрессивному поведению можно научиться. Оказалось, что испытуемые, посмотревшие воинствующие видеоролики, более склонны пытать других людей, чем зрители неагрессивного кино. О сетевых играх, "стрелялках" и "убивалках" вообще разговор особый. Та же компьютерная игра "Counter-strike" обучает детей ни в грош не ставить жизнь других людей, если они в чужой команде.

Общество, конечно, тоже виновато. Неопределенность условий жизни ("не капитализм - не социализм", "не мир - не война", "зарплата есть, но неизвестно когда") провоцирует в людях чувство страха, озлобленности, зависти. Наши дети все впитывают в себя, как губки, а потом отображают в своем поведении реалии жизни: Как говорится, где тонко, там и рвется.

Существуют и другие версии. Например, американские ученые недавно доказали, что агрессивное поведение человека напрямую связано с наличием в его организме вещества под названием серотонин (иначе "гормон удовольствия"). Проще говоря, счастливому человеку не хочется делать гадости другим людям: А когда человек бывает счастлив? Тогда, когда он усиленно к чему-то стремится и, наконец, добивается желаемого. Ведь "счастье - всего лишь сопутствующий продукт при достижении какой-то цели".

А что происходит сегодня с нашими детьми? Не успел ребенок еще чего-то пожелать до зарезу, оно уже к нему катится на блюдечке с голубой каемочкой. Новые кроссовки - пожалуйста; ни к чему не обязывающие сексуальные отношения - пожалуйста; развлечения - на любой вкус и размер кошелька. Ощущений много, но радости жизни, счастья - нет!

Так общество потребления платит свою цену за комфортность бытия.

P.S. Хотите узнать, насколько потенциально агрессивен ваш ребенок? Попросите его нарисовать несуществующее животное, то есть существо, которое он нигде и никогда не видел (даже по ТВ). А потом посчитайте, сколько у этого зверька агрессивных элементов (клюв - 1 балл, лапы с когтями - 1 балл, зубы - 1 балл, игольчатый панцирь - 1 балл и т.д.).

Ни одного - ваш ребенок мил и обаятелен, возможно, излишне доверчив;

1-2 балла - он готов к бою (пусть даже словесному) с возможным неприятелем для защиты собственного достоинства;

более 2 баллов - ваш ребенок напуган, подавлен чьим-то авторитетом. Запал агрессивности в нем достаточно высок. Он задирист, драчлив, иногда может представлять опасность для других детей.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах