Не повезло городу с днем рождения. Ведь реставрацию памятников разумнее и дешевле делать в теплое время. Вот если бы юбилей отмечали не в мае, а в августе или сентябре, лучше успели бы подготовиться. Да еще если в финансировании не было бы задержек... А так, чтобы поспеть к торжествам, работать пришлось в самые суровые холода. Зато в очередной раз доказали, что в российской жизни всегда есть место подвигу! Александровская колонна - яркий пример как предъюбилейной неразберихи, так и героизма реставраторов фирмы "Интарсия" (на фото), благодаря которому комиссия приняла скульптуру ангела с оценкой "отлично".
Дело - труба
Напомним, в двух словах, историю реставрации. Поначалу колонну и вовсе не внесли в списки, как вдруг выяснилось, что пьедестал, на котором стоит ангел, в аварийном состоянии, и скульптура может свалиться на головы гражданам. Срочно нашли зарубежного инвестора, и мастера принялись за работу. Но тут отношения с инвестором испортились, денег не стало, реставрация замерла. Потом деньги изыскал город, дело продолжили, но в результате - этой суровой зимой пришлось выполнять операции, для которых температура наружного воздуха нужна не менее плюс пятнадцати! К примеру, наносить защитный слой воска на ангела. А на четырех горельефах внизу дел было еще больше: перво-наперво пришлось растапливать глыбы льда, образовавшиеся между бронзой и гранитом. Всего же нужно было обогреть 57 тонн промерзлого металла площадью 240 квадратных метров внизу и 187 вверху! Теплогенераторы работали на полную мощность, но из тепляка внизу воздух вытягивало вдоль колонны, как в пятидесятиметровую трубу. Можно себе представить, сколько с ним вылетело денег.
Главный инструмент на последней стадии реставрации - восковке - щеточка. Есть такая морская шутка: вымыть палубу линкора зубной щеткой. Так это задание намного легче, потому что палуба - плоская, а тут скульптура и горельеф, попробуй заберись во все впадины и извилины. Наши люди придумали механизацию: щеточку для мытья посуды приделывают к шлифовальной машине. На день реставратору требуется три-четыре щетки, он успевает обработать не больше 0,7 квадратного метра. И все-таки ангел уже готов!
Письмо в аргоне
По традиции в скульптуру вложили капсулу с посланием, содержащим информацию об исследовании памятника, потому что никогда до этого он так подробно не изучался и так капитально не реставрировался. Когда решали, на каком же носителе сохранить послание, отказались от лазерного диска - лет через сто, когда может понадобиться реставрация, вряд ли отыщутся компьютеры, способные диск прочесть. Послание, чертежи и документы напечатали на специальной бумаге, запаяли в медную капсулу, заполнив ее инертным газом аргоном. Послание было завершено традиционным: "Мы сделали все, что могли, кто может, сделайте лучше". В капсулу положили также карты трещин гранита колонны - нынешнюю и сделанные в 1963-м и 1860 годах. Ну и, конечно, оставили потомкам кое-что неформальное. Подробности держатся в секрете, но, как рассказывает автор проекта реставрации Владимир Сорин: "У нас есть обычай, иногда собираемся и вынимаем из карманов все бумажки, квитанции, билеты в кино, проездные, монеты. Получается лучшее отражение времени! Бывает, оставляем потомкам газеты, к примеру, с наиболее примечательной информацией или просто все, вышедшие в один день".
Сохранить!
Сейчас у города главная проблема - успеть отреставрировать, но скоро встанет другая - обновленное сохранить. Прежде всего от вандалов. Когда-то Александровскую колонну окружала бронзовая ограда, состоящая из трофейных турецких пушек, на каждой из которых сидел трехглавый орел (птиц было 36), а между ними - пики с двуглавыми орлами (числом 176). К юбилею такую красоту воссоздать не успеют, но есть идея поставить временную ограду, чтобы защитить памятник от ликующих толп. Между прочим, в XIX веке после создания колонны два года существовала временная ограда. На старинных гравюрах и акварелях видно, что в одном из ее углов стоит будка, в которой сидел дворцовый гвардеец-ветеран, как тогда называли - инвалид.
Реставраторы хотят восстановить пост, что было бы и достопримечательностью. Нашлась художник по костюмам, готовая за скромные деньги изготовить роскошную гвардейскую форму с позументами и галунами, увенчанную медвежьей шапкой. Во всех инстанциях соглашаются, что идея замечательная, только вот денег на восстановление охраны не дают. И тем самым отдают памятники, в которые мастера вложили все силы и душу, на разграбление и унижение.