В советское время отдых трудящихся был в надежных руках профессиональных массовиков-затейников. При этом бег в мешках кому-то искренне нравился: Теперь, вроде бы, народу не навязывают организованный досуг, но пошла новая мода - корпоративные праздники. И оказалось, что свободы - во всяком случае в этой сфере - стало еще меньше: попробуй оторвись от коллектива! Все как один должны демонстрировать преданность фирме. И организуют эти праздники те же массовики, вот затеи стали более изощренными. О них рассказывает режиссер Владимир Попов, художественный руководитель "Академии праздника".
Звезды - это беда
- У каждой организации свои амбиции: сделать праздник для ВИП-партнеров или для своих работников, - рассказывает Владимир. - Сейчас идет волна десятилетних юбилеев организаций, которые встали на ноги в трудные годы, в начале 90-х. Руководители фирм, которые хотят, чтобы праздник был прежде всего для "випов", обычно начинают разговор так: "А подайте нам Пугачеву и Киркорова, и чтобы они не только пели, но и вели программу". Не вопрос! Эти артисты ведут программы. Но когда заказчики узнают, что Пугачева берет гонорар в 120 тысяч долларов, а Киркоров - сорок-пятьдесят, желание быстро проходит: "А можно нам Эдуарда Хиля?" Московские звезды - это беда, потому что случалось, что договоримся, а они не приезжали. Или так: одна крупная компания гуляла в Павильоне роз Павловска и пригласила известного певца. Павильон небольшой, а аппаратуры много, колонки в три этажа, звук мощнейший. Заказчики говорят: "Пусть поет полтора часа". Пытаюсь убедить: "Это слишком много". - "А зачем же мы его из Москвы выписывали, такие деньги платили?!" И вот они полтора часа сидели-маялись. Когда потом сами запели-заплясали, очень жалели, что полтора часа прошли по-глупому.
От индейцев до пионеров
- Интереснее другие праздники организовывать, когда заказчик хочет, чтобы все работники фирмы не сидели, а участвовали. Тут чего только мы не придумывали! Например, все играют в пионерлагерь, разбиваются по отрядам, тут и речевки, и линейки, и костер. Или все изображают американский Дикий Запад, сами сотрудники в костюмах ковбоев и рейнджеров, а каскадеры на лошадях - индейцы. Или новая мода - разыгрывать спектакли: сказки, классику. Руководители фирмы выступают в главных ролях, а хит сезона - чтобы народные артисты выходили на "кушать подано". Или чтобы на празднике они изображали охранников.
Где погулять-повеселиться - тоже вопрос. Бывает, заказчик говорит, надоело во дворцах, да и на природе, хотим чего-нибудь особенного. Пожалуйста! Метрополитен. Ночь. На одной из станций приглашенные по эскалатору спускаются вниз, садятся в электричку и едут до другой станции. Выходят - платформа украшена, играет оркестр, с противоположной стороны подходит другая электричка, открываются двери, а там - накрытые столы!
Как шеф, так и народ
- Как ведет себя на празднике народ, зависит от шефа. Не так давно был День строителя, одна крупная организация - все в древнегреческих туниках - веселилась на пляже, это были Олимпийские игры. Руководитель задавал тон во всех начинаниях, и подчиненные старались не отстать. Весь день был занят соревнованиями, а вечером - банкет. Пьяных не оказалось.
А бывает, шеф с ВИП-гостями запрется в отдельном кабинете, а подчиненные - сами по себе, что на объединение людей явно не работает.
Много ли на корпоративных праздниках пьют? Смотря какая у праздника программа. Если сотруднику говорят: утром выезжаем за город, там соревнования, а банкет будет вечером, люди соответственно и настраиваются. А если установка: выезжаем в лес, там шашлыки, водка-пиво, девочки стриптиз показывают - и на это настроятся. Тут тоже все от руководителя зависит.
В женском царстве, мужском государстве
- Есть ли разница в праздниках в мужском или женском коллективах? Конечно. Как-то заказчики - руководители крупной военной организации стали протестовать: "Зачем вы приглашаете к нам "Поющие гитары", танцевать-то никто не будет, у нас одни мужчины". Еще как плясали! И пели.
В женском коллективе сложнее: долго обдумываешь, кого из певиц пригласить, потому что оценка зрителей неадекватная, оценивают не номер, а то, как артистка выглядит, как одета. Угодить настолько сложно, что стараемся приглашать в женский коллектив артистов-мужчин.
Хиты!
- Хотите, чтобы я вспомнил самые-самые хиты в организации "культурного отдыха"? Как-то устраивали праздник для американских бизнесменов, работающих в России. Вывезли их на природу: озеро, сосны, прекрасно сервированные столы. Гости прежде всего были очарованы пейзажем, стали фотографироваться. Даем самому главному ракетницу: "Стреляйте, это будет началом праздника". Выстрел. Падает камуфляжная сетка, на которую никто не обратил внимания, а за ней - большой симфонический оркестр! Дирижер в смокинге. Американцы замерли как вкопанные, не могли от музыки оторваться, даже салаты прокисли, пришлось заменить.
Или такая история. Свадьба. Папа-заказчик со стороны жениха все просил "что-нибудь оригинальное". А первая брачная ночь молодых была в гостинице, на седьмом этаже. В шесть утра к ним в окно постучали, они, поразившись, открывают - а там пожарный на пожарной лестнице, в форме, с доброй улыбкой протягивает авоську: "Вот вам пивка холодненького".
В моде - почетные грамоты
- Еще одна волна юбилеев связана с организациями, созданными в советскую эпоху, им исполняется по 70-80 лет. При подготовке праздника прорабатываем архивы, кинохронику, делаем фильм об истории предприятия и людях.
Или вот приглашают организовать День города. Проблема в том, что заказчики из года в год повторяются, но просят новенького. А вот в Европе все лучшее сохраняется, входит в традицию. В Приозерске я убедил не отказываться от находок, к примеру, прямой эфир с роддомом - главврач на всю праздничную площадь объявляет, кто родился, а руководство города уже стоит с подарками. За все три года обязательно был в этот день новорожденный! Ну а свадебных пар бывает по пять-семь, на площади они танцуют вальс и тоже получают подарки.
Могу с полной уверенностью сказать: у кого праздники хорошие, те фирмы и работают успешно. И еще заметил: возрождается традиция вручения почетных грамот, благодарственных писем. А вот времена, когда гуляли "пирамиды", которые денежки народные с легкостью кидали на ветер, прошли. И "бандитского разгуляева" давно нет. Теперь заказчик деньги считает, а народ веселится все более цивилизованно.