Примерное время чтения: 6 минут
90

Земляные прятки

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39 24/09/2003

Поиски кладов - одно из самых увлекательных занятий, которому предается человечество. Если даже отвлечься от материальной составляющей, делающей кладоискательство не столько развлечением, сколько промыслом, все равно этот процесс безумно интересен. Пусть ничего не найдешь, по крайней мере прогуляешься.

Что наша жизнь? Игра!

Клады искать трудно - надо обзавестить "наводками", картами, металлоискателями и прочими атрибутами промысла. Кроме того, каждый кладоискатель состоит с другими в конкуренции, даже если они формально заодно. Конечно, есть и среди кладоискателей романтики, которых больше интересует процесс, нежели результат, но таких меньшинство, и в своей среде они считаются малахольными.

А романтикам недавно подарок вышел: спутниковый приемник-навигатор (GPS), который с 1 мая 2000 года перестал быть только военным приспособлением Пентагона, стал доступен народу. С этой-то "игрушки", напоминающей внешне телевизионный пульт, только с дисплеем, началась новая эра кладоискательства, которое тоже модернизировалось в сторону романтическую. Американцы ринулись в новое для себя занятие: с помощью GPS-приемников они начали создавать тайники с "сокровищами", публиковать их координаты в Интернете, а потом с энтузиазмом их искать. Так появилась новая игра под названием "геокэшинг" - от слов "земля" и "прятать".

1 мая Клинтон дал "вольную" GPS, а уже 2 мая началась игра. Первый американский тайник был впечатляющим: автор положил туда книги, деньги, видеокассеты, компьютерные программы, еду. По мере совершенствования игры ужесточались ее правила: в частности, еда скоро оказалась вне закона, потому что к тайникам кинулись разные мохнатые и пернатые расхитители. Деньги как будто никто не запрещал, но в России, куда игра попала весной прошлого года, нет таких глупых геокэшеров, которые клали бы денежные знаки в тайники.

Подальше положишь - поближе возьмешь

Суть игры проста. Вы делаете тайник в симпатичном вам месте (правила регламентируют и технологию закладки тайника, и его содержимое), сообщаете об этом на сайт геокэшинга примерно так: "Я, Иванов, оборудовал тайник 1 апреля 2003 года в верхнем течении реки Воронки у д. Извара. Координаты тайника - такие-то. Приметы места: левый берег Воронки выше моста между рекой и полем. В тайник вложены: плюшевый зайчик, блокнотик, карандаш, точилка для карандаша, аудиокассета БГ и брелок. Местность примечетельна с природных и исторических позиций - эссе прилагаю". Все! Тайник заработал. Ясно, что люди ринутся туда не за точилкой, а ради красот, описанных в эссе. На месте искатели вооружаются приемником GPS и прочесывают всю территорию, на которой может находиться тайник. Найдут - откроют, черкнут заметку в блокнотике, возьмут кассету хозяина тайника и взамен положат свою - или что-то другое. Потом доложатся на сайт: были, взяли, положили. А тайник продолжает работать - пока не обветшает окончательно либо пока не надоест всем. Но на один выбывший из игры тайник обычно приходится десяток новых.

Сейчас на российском игровом сайте в Интернете можно увидеть список запрещенных к закладке в тайник вещей - ко всему приходили методом проб и ошибок. Например, запрет на порнографические картинки появился тогда, когда пара почтенных семей с детьми явились к тайнику, но взрослым пришлось прятать найденное от своих отпрысков. Посетителю, сделавшему такое вложение, была устроена интернет-взбучка. Не кладите всякую ерунду типа фантиков от конфет и рваных шнурков - предмет, который вы кладете в тайник, должен иметь ценность, пусть и небольшую. Не годится шариковая ручка - только карандаш: ведь тайник лежит на улице, а то и в земле, надо учитывать, что он может отсыреть. Обязательно все упаковывать в коробку - идеально подходят пластиковые контейнеры для еды. Контейнеры обычно берут такие, чтобы компакт-диски влезали - очень распространенное вложение.

Место закладки тайника тоже должно быть выбрано особым образом. В отличие от западной модели игры в российском геокэшинге главное - красота или исторические заслуги местности, где предполагается проводить поиск. То есть закапывать контейнер возле помойки только потому, что она близко к вашей даче, не стоит - такой тайник не возьмут в игру. А то приедут люди из Орла, к примеру, под Питер, привлеченные новым тайником, а он окажется под каким-нибудь непрезентабельным сараем возле садоводства в Мшинской. Если уж заманивать, то в стоящие того места. Мало ли у нас заброшенных усадеб - вот там и порезвиться можно, тем более что в последнее время появилось много публикаций об окрестностях Петербурга. Появилось даже новое течение на почве GPS и обломков советского краеведения - регионавтика: исследование территорий с помощью GPS.

Кладоискательский тренинг

Все правила, касающиеся организации тайников, изложены на игровом сайте, поэтому перечислять их подробно нет смысла. Процесс игры занимательнее правил.

Поскольку спутники GPS летают на американские деньги, формально наша страна не имеет отношения к этому делу. Прямых запретов на использование того, чего у нас как будто нет, тоже нет. Но так уж издавна повелось в нашем государстве: любой человек, идущий по улице или даже по полю с каким-то прибором в руках, вызывает интерес обывателей: шпион! Шпиономания особенно развита в сельской глубинке, поэтому не рекомендуется устраивать тайники в таких местах, где ищущие обязательно станут объектом наблюдения местных жителей, которые могут либо позвать милицию, либо сами явиться с дрекольем. И в населенке велик риск разорения тайника бездельниками - они либо подсмотрят за вами, либо увидят ваши следы. Идеальный тайник - какая-нибудь горушка посреди леса, лучше лысая, потому что под деревьями погрешность приема возрастает до 70 метров, на ней - пара-тройка валунов и пней, а вот где-то сбоку от них и пристроиться можно. Закапывать контейнер в землю не всегда хорошо: следы раскопок замаскировать трудно, особенно если их проводит неискушенный в земляных работах человек, а по раскопкам тайник могут вычислить местные и разорить его из хулиганских побуждений.

Когда автор тайника выкладывает свои координаты для всех остальных игроков, он должен указать какую-то привязку, ориентир - ведь погрешность приема даже на открытой местности от 3 до 9 метров, что зависит от расположения спутников. Привязка должна быть реальной: например, количество колонн на портике полуразрушенного дворца, колодец или дерево такой-то толщины. Писать про "обхваты" не стоит - не у всех людей руки одинаковой длины. То же - с шагами. Лучше расстояние измерять в общепринятых единицах, при этом археологической рулеткой пользоваться не стоит. У нее ведь погрешность - плюс-минус полтора-два века. И хорошо еще помнить, на какую категорию игроков вы рассчитываете: пеших (тогда указываете, как добраться до места на общественном транспорте), байкеров (указываете наличие дорог и их принципиальную проходимость) и моторизованных геокэшеров - этим качество дорог особенно важно, хотя в скорости до ближайшей лужи они выигрывают. Ведь среди разных категорий играющих устраиваются настоящие соревнования: кто быстрее найдет тайничок с пластмассовым крокодильчиком посреди какого-нибудь Шишкина леса.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах