Экологи бьют в колокола, ученые предлагают все новые и новые способы утилизации мусора, а город зарастает грязью. За последние годы было разработано 8 (!) концепций управления бытовыми отходами в Санкт-Петербурге. Ни одна не воплотилась в жизнь. И мусор все там же - во дворах и на несанкционированных свалках, коих только в городе почти 300. А в области каждая обочина дороги, особенно вблизи садоводств - одна большая мусорная канава. Сейчас чиновники разрабатывают новую, девятую по счету концепцию утилизации мусора.
Мины замедленного действия
За год в Петербурге образуется около 6 миллионов кубических метров бытового мусора. Это две тысячи железнодорожных составов спрессованной грязи. А если все свалить в одном месте, получится куча в пять Исаакиевских соборов. Однако на двух городских мусороперерабатывающих заводах утилизируют только пятую часть этой груды. Часть захоранивается на трех официальных полигонах, которые давно переполнены. Полигон на Волхонке уже стал самой высокой точкой в области. Все остальное валится где попало. "По официальной статистике, в городе насчитывается более 300 тысяч хозяйствующих субъектов, - говорит заместитель генерального директора ОАО "Автопарк N 1 "Спецтранс" Николай Колычев. - При этом у нас заключено только 13 тысяч договоров на вывоз мусора. Спрашивается, куда девают свои отходы все остальные?"
Не лучшим образом обстоят дела в области, где насчитывается более 200 официальных свалок, а мусороперерабатывающих заводов нет вообще. "Не более десятка официальных полигонов соответствуют экологическим нормам", - утверждает начальник сектора обращения с твердыми бытовыми отходами областного Комитета по природным ресурсам Елена Зиновьева.
Так повелось, что под свалки в области отводились заброшенные карьеры, выработанные торфяники и прочие непригодные для сельского хозяйства земли. Никаких подготовительных работ при этом не проводилось. А значит, весь букет вредных веществ, источаемых областными помойками, постепенно просачивается в землю и уходит в водоносные горизонты.
Любой даже самый современный мусорный полигон - мина замедленного действия. На этом сходятся все специалисты. Если ничего не изменится, свалки отравят подземные запасы пресной воды. Однако число помоек только множится год от года.
Впереди планеты всей
На этом фоне издевательски прозвучит утверждение, что в Петербурге разработан и действует самый современный способ утилизации бытовых отходов. Но и это правда. Существующие мусороперерабатывающие заводы на Волхонке (первый в Советском Союзе) и в Янино строились как опытные производства. Мусор на них разбирается механическим способом, полезные составляющие изымаются и уходят на переработку, органика компостируется и превращается в удобрение. Сжигается или захоранивается лишь небольшая часть мусора, с которой больше ничего не сделать. Прошло более тридцати лет, но изменились только технологии, появилась современная техника, а сам принцип до сих пор считается наиболее экологически чистым и дешевым. "В Европе на переработку тонны мусора тратится 120-130 долларов, - говорит научный руководитель "Механобр-техники" Леонид Вайсберг, занимающийся мусорной тематикой уже много лет. - У нас затраты в десять раз меньше. Все, что нам требуется, - это развивать существующую систему, наращивать мощности".
Однако мусор оказался благодатной почвой для спекуляций. Вместо того чтобы совершенствовать то, что есть, деньги тратятся на разработки новых концепций или методик переработки. Так, одно время усиленно пробивалась идея строительства мусоросжигающих заводов. Потом от нее отказались. В итоге сгорел не мусор, а деньги, потраченные на изыскания и командировки по обмену опытом для чиновников. При этом тендер на реконструкцию и усовершенствование мусорного завода на Волхонке прошел еще пять лет назад. Но дело так и не сдвинулось с мертвой точки.
Нет системы
Мусоропереработка считается делом убыточным. Однако желающих откусить от мусорного пирога хватает. Недавно "Спецтранс" запустил собственную линию по сортировке отходов. И теперь бодается с мусороперерабатывающими заводами. У каждого своя правда. Перевозчики настаивают, что мусор должен быть отсортирован "как можно ближе к человеку". Это на порядок снижает транспортные расходы. В идеале надо вообще переходить на раздельный сбор бытовых отходов. Мусоропереработчиков это не устраивает. В данном случае к ним поступает мусор, из которого не выберешь и крошки вторичного сырья. Кроме того, утверждает Леонид Вайсберг, даже на Западе раздельный сбор мусора у населения уже себя изживает. Изменилась структура мусора. Его все труднее сортировать на месте.
Сколько бы специалисты ни спорили о преимуществах той или иной методики утилизации, ничего не изменится, пока не будет налажена система управления мусорными потоками. Пока коммерсантам выгоднее по-тихому отвезти отходы на пустырь или подбросить их в контейнер у жилого дома, свалки будут множиться, а средств на развитие мусорной отрасли будет не хватать. Сегодня в городском правительстве создана очередная комиссия по мусорному вопросу. В ближайшее время она должна представить на суд губернатора новую концепцию обращения с бытовыми отходами. Скорее всего, будет сформирован единый центр управления городским мусором. Избавит ли он город от свалок, покажет время. А его остается все меньше.