В ТРК "Петербург" вот уже месяц проходит конкурсный отбор ведущих, журналистов, режиссеров, администраторов, технических специалистов. Такого масштабного обновления студия еще не знала, на призыв "Нам нужны все!" откликнулись тысячи. 1 апреля перед горожанами предстанет по сути новый канал.
Наш корреспондент побывала на втором туре ведущих ток-шоу и игровых программ. Отборочную комиссию составили Михаил Баркан - питерский ТВ-режиссер, сделавший на "Первом канале" "Последнего героя" и получивший "Тэфи"; Александр Жуков, чья телекомпания "Новые коммуникации" имела корпункты в горячих точках и поставляла информацию в ведущие мировые телекомпании; Александра Матвеева, независимый продюсер, бывший гендиректор "Адамова яблока". На помощь призвали и специалиста со стороны: известного художника кино Надю Васильеву, лауреата высших кинематографических премий.
Камни "подводки"
- В эфире "Не худший десяток!"
- Приходите к нам в студию и задайте "Больной вопрос".
- Каждое утро вас ждет "Кофе в постель".
...Перед телекамерой возникают все новые ведущие. Им нужно сказать несколько фраз, на профессиональном языке - сделать "подводку" к снятому на пленку сюжету. Впрочем, программы выдумываются самые экзотичные, вот произносится вступление - зачастую робким или невыразительным голосом. Иные же так явно подражают телевизионным знаменитостям, что их просят: "Попробуйте говорить не в образе, а от себя". - "А я думала, я естественна". - "С мамой вы разве так же говорите?" - "Нет..." - "У вас ведь авторская программа, и как только начинаете что-то играть, камера мгновенно выдает фальшь".
Все похоже на экзамен: за столами друг против друга - отборочная комиссия и испытуемые, которые по очереди становятся перед камерой. Как только им прикрепляют микрофон и раздается: "Камера готова!" - можно начинать. Комиссия вновь и вновь повторяет, что дело не в тексте, но некоторые конкурсанты пытаются читать по бумажке, одна девушка, открыв толстенную книгу, шпарит оттуда.
Комиссия вглядывается даже не в самого испытуемого, а в его изображение на мониторе, и при этом горячо (но тихо) обсуждает. Иногда доносится: "Да он же вылитый кот, любимец женщин... Этот на бандита похож..."
Интеллигентного вида молодой человек в очках (на мониторе смотрится очень "по-питерски") неожиданно зло выкрикивает: "Наша программа "Рок против попсы"!" Комиссия даже опешила: "Вы кислотный какой-то... Это не ваш имидж. Давайте-ка снова, спокойнее".
Тем, кто был успешен, поступает новое задание: разбившись на пары, взять друг у друга интервью. Михаил Баркан поясняет: "Нам надо понять, не насколько вы профессиональные журналисты, а насколько умеете мыслить, интересны в разговоре".
Мужиков - помыть!
Объявляется перерыв, и я обращаюсь к Наде Васильевой: "Как художник по костюмам, вы прикидываете, во что ведущих одеть?" - "И "во что одеть", и можно ли из человека создать какой-то образ. И как зритель смотрю - вот этого ведущего я выключу, вот этого - нет, и даже не важно, какая передача. Обязательно выключу половину мужиков, потому что у них гнилые зубы и за волосами не ухаживают. Я понимаю, если бы они на заводе работали и им некогда было: А если хочешь быть на экране - купи шампунь хороший, посмотри журналы, если нет денег на дорогую одежду - придумай собственный стиль! Помыть многих очень хочется. Парень один понравился, но он "зажатый", никакой. Еще один обратил на себя внимание - на бандита похожий. Я бы с ним делала передачи, например, про бани, где бандюганы собираются..."
"У нас нет такого формата, - прерывает кинематографический полет Надиной фантазии Саша Матвеева и называет свои критерии: - Позитивное обаяние человека и - чтоб была мысль на лице".
Для Михаила Баркана важно: "Чтобы это были люди, мыслящие по-европейски. Чтобы ведущий нес позитивную энергию аудитории. Хотим предложить телевидение, ориентированное на людей, которые делают жизнь своими руками, на средний класс".
Кто пришел?
...Среди испытуемых в основном молодежь: актеры, студенты театрально-художественных вузов, менеджеры, выпускники финансово- и инженерно-экономического институтов, Лесотехнической академии. Как говорят члены жюри: "Приходят люди и в 30 лет, мечтающие поменять свою судьбу. Лиц "за сорок" значительно меньше, но есть несколько человек, которые нас заинтересовали и в категории "до пятидесяти". Этих зрелых людей мы выбираем целенаправленно". На самом деле, и в других "возрастных категориях" ведущих выбирают под конкретные программы. Новички, конечно же, будут учиться прямо в процессе работы, с ними будут заниматься лучшие преподаватели сценической речи.
Интересно, что многие "старые" ведущие ТРК "Петербург" тоже проходят кастинг. И менеджеры хотят, чтобы привычные форматы были обновлены.
Попасть на телевидение - это удача, в кадр - двойная. Окончательное решение - кого мы увидим в эфире - будет принимать не только отборочная комиссия, но и горожане. Лица счастливчиков мы увидим в коротких роликах,в которых они расскажут о себе, в печатных СМИ. Горожане смогут проголосовать за того, кто понравился. Как подчеркивает Михаил Баркан: "Создание нового ТВ - процесс не одного дня, нам не привезут вагон Познеров и Уинфри. Сначала вполне могут говорить: "Ну что это за ведущие?" Но, между прочим, такая же реакция была, когда на "Поле чудес" Якубович сменил Листьева. Мы не будем отчаиваться и бросать новичков. Давайте научимся уважать свое телевидение. Мы сами, работая на других каналах, много лет говорили, что из питерского ничего сделать нельзя. Но теперь это для нас абсолютно амбициозный проект, мы намерены бороться за аудиторию в эфире с федеральными".