Масленица, начавшаяся в понедельник, - время как будто радостное, располагающее к бурному веселью. Но даже в эти дни (и тем более ночи!) не следует забывать о том, что мы еще живем в темное время года, а весна даже по самым смелым подсчетам раньше марта не наступит. Это американцам легко на своего сурка смотреть - а наши сурки, степные байбаки, 2 февраля носу из норы не кажут, потому что метет метель.
С хлебом в прорубь
Наша весна наступит 1 марта - и по общепринятому календарю, и по языческому. Именно 29 февраля, раз в 4 года, отмечается день Кащея (или Кощея - как кому нравится). Ровно в полночь с 29 февраля на 1 марта нужно торжественно раздавить в руке сырое куриное яйцо - таким образом Кащею, смерть которого традиционно скрывается в яйце, приходит конец, а поскольку Кащей символизирует собой зиму, то заодно оканчивается и зима. Язычники утверждают, что если раздавить яйцо, которое снесла курица на Рождество, то в марте морозов уже не будет.
Но между Масленицей и Кащеевым днем все-таки целых две недели. И это не самые легкие недели для человека, ибо нечисть в это время довольно активна. Ведь до окончательной победы светлых сил, до Первомая, который знаменуется отлетом ведьм с зимних квартир, еще далеко.
Например, осторожно следует обходиться со всякими водоемами, особенно с реками. Это пруды и озера спят до весны, соответственно, русалки не активны. А вот реки, где даже подо льдом все время движется вода, по-прежнему выполняют свою функцию дороги в иной мир. Заболевший человек может полечиться прорубью - но не сигая в ледяную воду, а опуская в нее кусочек хлеба со словами: "Пришел я к тебе, матушка вода, с повислой да с повинной головой - прости меня, простите и вы меня, водяные деды и прадеды!" Если болезнь была наслана из "иного мира", то она пройдет.
Ряженые воришки
Осторожно надо относиться и к ряженым. С одной стороны, ряженые - неотъемлемая часть масленичного праздника. С другой - человек, нарядившись для такого мероприятия, вступает в связь с нечистью. Считается, что если человек надевает "личину", он заглядывает в потусторонний мир. Самое невинное ряжение - это одеться несообразно своему полу и возрасту: например, старик наряжается девушкой. Можно подобрать элементы костюма, нарочно диссонирующие друг с другом: непарная обувь, кофта наизнанку, на голове корзина. А вот откровенную нечисть и покойников могли изображать только мужчины, в крайнем случае - молодухи, но не дети и не девушки. После праздника такие ряженые обязаны были пройти обряд церковного очищения или искупаться в "иордани".
Ряженым предписывалось и особое поведение: нарочитое буйство, хулиганство, ритуальные кражи. К кражам у язычникам вообще было особое отношение - часто это было не банальное воровство с целью присвоить себе чье-то добро, а ритуальное действо. Например, когда толпа валит в поле жечь куклу-масленицу, все должны отведать всякой еды из особой корзины - а еда там вся сплошь краденая, да и корзина желательно тоже похищенная. Корзину, правда, потом оставляли в поле, и хозяин, хватившись пропажи, мог ее забрать обратно. Особую силу имели предметы, украденные у людей с высоким сакральным статусом, то есть имеющих особый вес в потустороннем мире: у вдов, беременных женщин, гончаров, кузнецов и мельников. Например, горшок, украденный у гончара в масленую неделю, обеспечивал семью особо "чистой" мукой - насыпанная в этот горшок, она становилась бесценным сырьем для блином. Потом горшок подбрасывали хозяину обратно или даже относили. Ругать "воров" было не принято - это же особая кража, ритуальная.
Баня - нечистое место
Сразу после Масленицы, в "чистый понедельник", русские язычники идут в баню, чтобы смыть с себя последние воспоминания о сытной еде и плотских развлечениях. Но сама баня, как ни парадоксально, считается местом нечистым - там селятся домовые-байники и черти с кикиморами захаживают. Считается, что все поганое, что люди смывают с себя в бане, там и остается. С нательным крестом в баню ходить нельзя - его нужно оставлять дома, иначе крест "испортится" (говорят: "Байник плюнул на крест - хозяину к лихорадке").
Пить воду, приготовленную для мытья, нельзя, даже если это обычная холодная колодезная вода (опять-таки лихорадка может приключиться). Ночевать в бане можно только по большой нужде и очень смелым людям - можно нажить себе большие неприятности: от колтуна в волосах и ячменя на глазу до непонятных колик в животе. Ну а если очень хочется увидеть "банного хозяина", надо в полночь переступить одной ногой за порог бани, снять с шеи крест и положить его под пятку - тут байник и станет видимым. И хорошо если он в этот момент спит!