Для получения прибылей, исчисляющихся сотнями тысяч долларов, требуется всего лишь знать, где и за сколько товар купить, как продать. Иные предприниматели в этих вопросах преуспели настолько, что умудряются приобретать его в десятки раз... дешевле фактической стоимости. Или же перепродавать самим себе (!) и получать такой барыш, который многократно перекрывает стоимость самой продукции!
Контрабанда по-черному
Санкт-Петербургский морской порт, как, впрочем, и любой другой, - "золотое дно" для коммерсантов всех мастей. Большие деньги диктуют свои законы.
На борту теплохода "Транслюбек" из Германии, например, прибыл не груз гуманитарной помощи, а вещи, которыми в сопроводительных документах и не пахнет: одежда, обувь, изделия из золота, сильнодействующие психотропные препараты... На судне "Полар Винд" вместо игрушек и новогодних украшений из ОАЭ доставлены бытовая техника, канцтовары, спортинвентарь, электроприборы, сервизы, галантерея: Теплоходы "Контейнершипс" и "Федор Вараксин" незаконно перевозили легковой автомобиль "Пежо", спрятанные в 72 из 80 паллет пиломатериалов сигареты иностранных марок...
- Контрабандные схемы отрабатываются бандюками до мелочей. Налаживаются каналы доставки различных грузов по линии гуманитарной помощи, с использованием недостоверного декларирования, в порожних контейнерах, - рассказывает один из сотрудников отдела пограничного контроля "Санкт-Петербург - Морской порт". - Все это делается для того, чтобы избавить себя от полной уплаты пошлин, сборов и других предусмотренных законом платежей.
Рядовой проверки достаточно, чтобы вскрыть подлог. Зато, если товар все же удастся провезти и реализовать, "гонорар за нервотрепку" исчисляется цифрами с таким количеством нулей, который честным предпринимателям и не снился.
Те же из трансграничных преступников, кто посмышленее или же чьи друзья-приятели мотают срок за "черную" контрабанду, проявляют осторожность. Схемами ухода от налогов пользуются более изощренными.
Вывез на гроши - сумасшедшие барыши
Везут, например, из Голландии партию жевательной резинки. В сопроводительных документах, на первый взгляд, полный порядок. Но если просмотреть их внимательнее, то проявляется несоответствие: "резина" там проходит "россыпью", а на самом деле упакована по всем правилам и к продаже готова. "Растаможка" первой дешевле - отсюда и навар!
Не так давно в Петербург прибыло несколько тысяч тонн "ножек Буша" и 200 тонн индюшек. А в бумагах - все наоборот. Опечатка? Да нет, индюшка-то при ввозе в Россию облагается пошлиной куда меньшей, чем кура:
Но самые матерые контрабандисты проворачивают дела, ориентируясь на вывоз товара из России и возвращение государством налога на добавленную стоимость (НДС).
Рынок готовой продукции за рубежом давным-давно поделен между развитыми странами. Для того чтобы не только сырье, но и товары российские там выглядели более или менее конкурентоспособными, государство приняло закон, по которому владельцу, вывозящему продукцию за границу, возвращается НДС. А это 20% от стоимости товара. Такого налогового вспомоществования нет, пожалуй, ни в одной стране! Этой "преференцией" многие активно пользуются. И не всегда, конечно, должным образом.
"Русский дизель", к примеру, через компанию-отправителя ООО "Лентранс" подготовил к отправке по адресу южнокорейской компании партию контейнеров с металлообрабатывающими станками. Заявленная их стоимость составляла 8 млн долларов США. То есть НДС по экспортной продукции из государственного бюджета составлял 1 млн 600 тыс. долларов. Однако после комиссионного вскрытия и досмотра контейнеров удалось установить, что произведены станки были в 40-50-х годах прошлого века и представляют собой проржавевший металлолом!
Нередко в ходе следствия выясняется, что у фирм-заказчиков, расположенных за рубежом, те же собственники, что и у предприятий-грузоотправителей. То есть товар по заведомо завышенной цене они продают... себе! А возвращаемый НДС в два-три раза перекрывает стоимость самой продукции.
И за деньги приходится платить
Сомневаться в том, что далеко не худшие экономисты выстраивают контрабандные цепочки, не приходится. Вот одна из последних, лишний раз доказывающая, что все гениальное просто.
Ввозит зафрахтованное судно в морской порт некий товар, его выгружают, а грузополучателя... и след простыл. По закону после 2 месяцев хранения на таможенном складе бесхозная продукция реализуется в пользу государства (по ценам, как правило, куда ниже настоящих; в бюджет поступает сумма, значительно меньшая той, которую бы владелец товара заплатил в качестве предусмотренных таможенных платежей. - Авт.). Однако случается, что скупает "бесхоз" через посредников как раз исчезнувший "по непонятным причинам" грузополучатель, которому заинтересованные люди вовремя сообщают, когда и где начнется продажа его товара.
...Способы обогащения, о которых мы рассказали, только малая часть из тех, что известна компетентным органам. Но даже если контрабандисту удалось воплотить в жизнь свой замысел, то ведь помимо "пайщиков" ему приходится делиться и с криминальными командами, которые счета за "крышевание" выставляют не стесняясь. На защиту правоохранительных структур "коммерсанту" рассчитывать не приходится, ведь у самого "рыльце в пушку":
Постоянная нервотрепка, стрессы... Демографы сетуют, что мужики в России до 60 не доживают. А вот океанствующим контрабандистам и до 50 дотянуть - уже роскошь. Если конкуренты не прижмут, то сердечко прихватит, да так, что с капитанского мостика вниз головой кувырнуться не так уж и сложно. Прецеденты имеются.