Примерное время чтения: 5 минут
62

Конец распитию

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39 29/09/2004

Летнее наступление на пиво повторяется с завидной для наших законодателей последовательностью и оперативностью. Не успели утихнуть страсти по поводу "пивных" поправок к Закону о рекламе, как вновь продолжается бой - теперь уже с потреблением опального напитка неразумным населением.

24 сентября Комитет Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму принял во втором чтении проект федерального закона "Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) в общественных местах пива и напитков, изготавливаемых на его основе". Тогда же решено было рекомендовать принятие закона сразу во втором и третьем чтении, причем на ближайшем пленарном заседании Думы.

То, что не допускается розничная продажа пива в детских, образовательных, медицинских учреждениях и на прилегающих к ним территориях, а также несовершеннолетним, - безусловно, правильно. Странно только, почему до сих пор допускалась. Тот же Союз пивоваров не раз заявлял о необходимости ограничения продажи пива подросткам, выступал с инициативой внесения данной нормы в федеральный закон, общественное слушание которого состоялось в Госдуме в апреле. Да и сейчас пивовары работают над публичными проектами, призванными пропагандировать идею ограничения пивной розницы и формировать механизмы общественного контроля. Но в Охотном ряду инициативу с мест проигнорировали, а взяли и просто запретили потребление пива "на улицах, стадионах, в скверах, парках, в общественном транспорте и других общественных местах, за исключением организаций (пунктов) общественного питания".

Если нельзя, но очень хочется

Известно, чем у нас обычно заканчиваются запреты. То, с чем борются, просто уходит в тень, с глаз долой, от санкций подальше. Антиалкогольная кампания 80-х годов стала ярким проявлением и государственного, и общественного лицемерия, обернувшегося колоссальными потерями, как для экономики страны, так и для здоровья населения, выпившего все сколько-нибудь спиртосодержащее на необъятном пространстве СССР. Сейчас, похоже, разворачивается очередная антиалкогольная кампания, но не по всему фронту, а только на пивном направлении. Доспонсировались пивовары, домеценатствовали. Увеличили свою аудиторию, переведя на легкое питье заметную часть любителей водки да портвешка, приблизившись к западным стандартам, да, видно, ни к чему это было. Теперь вот в кинотеатрах, например, обратный отсчет случится: пиво будет под запретом, а что погорячей - пожалуйста.

Как утверждают депутаты, потребление пива в общественных местах "является вредным для здоровья и в известной степени подрывает нравственность, прежде всего речь идет о несовершеннолетних". То есть студентику какому выпить пива - это антиобщественный поступок, а коньячка хватить - правильно и мудро. "Хоть и насильно, но мы будем приучать население к культуре потребления пива", - прокомментировал думскую инициативу другой депутат. Из цитаты следует, что культура потребления - это когда пива не потребляют вообще.

Предъявите бутылочку!

Наверное, мало кому нравится, когда пиво (но не только) пьют в метро или троллейбусе. Известными неприятностями чревато оно на стадионе или концертной площадке. Да и молодая мамаша, прихлебывающая из горлышка прямо над коляской, мало кем приветствуется. Теперь со всеми этими эпизодами будут бороться, но кто и как?! Предположим, в маршрутке некто откупорит бутылку, и что дальше? В наших "газелях" сплошь и рядом нарушают всяческие правила, нагружая стоячих пассажиров до потолка, - и ничего, едут себе мимо всех постов. Кто, собственно, станет определять, что вы пьете: пиво или минералку, если "милиция не имеет права интересоваться, что ты пьешь", как утверждают депутаты. Правда, штраф уже определен. Оптимальным его размером думцы сочли 1 МРОТ, то есть сто рублей, но кто эти рубли с вас взыщет и на каком правовом поле, об этом молчок. Предположим, люди просто испугаются пить прямо у ларька. Значит, куда-то они пойдут, и вряд ли сразу к телевизору по месту жительства. Будут прятаться в подъезде, в подворотне, пребывая, кстати, далеко не в лучшем расположении духа и пугая остальных граждан. Летом еще ладно - можно расположиться в импровизированном кафе под фирменным тентом, а осенью и зимой?

Паб в подворотне

Конечно, если считать пиво главным врагом человечества, то можно пойти на любые меры в борьбе с ним. Но человечество-то живет с пивом многие столетия и даже во многих случаях процветает. Англичане сидят по пабам, немцы с чехами - по барам. А нашим где расположиться? В ресторане - никаких денег не хватит (средний счет составляет около 4% средней зарплаты россиянина), а простенькие дешевые кафе - кто их открывал? Союз пивоваров неодно-кратно выступал за введение методов экономического стимулирования и развитие сети питейных заведений, доступных для большинства населения, но кому это интересно?

Культура пития указом не создается, она требует огромных вложений и целенаправленной работы. Мы же привыкли все делать вдруг, навскидку, сгоряча. Объявили - считай сделали, нашумели - считай отрапортовали. При этом приговариваем, очнувшись: "административными мерами эту проблему не решить". Тогда зачем вылезать?

Предыдущие думские упражнения с пивом уже аукнулись. Так, пивоваренная компания "Балтика" с 5 сентября прекратила размещать рекламу в рамках Генерального партнерства чемпионата России по футболу. Следующим стал отказ от спонсорства Европейского хоккейного тура в России - Кубка пивоваренной компании "Балтика". Согласно новым уложениям, в спонсорских целях нельзя упоминать название компании, если оно совпадает с названием пивного бренда. Неважно, что компания делает, кому помогает, кого поддерживает. Неважно, что налоги платит, большие и белые. За успехи у нас и схлопотать можно.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах