35

Сельсоветы на новый лад

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34 24/08/2005

На 9 октября в Ленинградской области назначены выборы в органы местного самоуправления. Облизбирком и чиновники из администрации Валерия Сердюкова убеждены, что скандалов, окружавших аналогичную кампанию в Петербурге весной 2005-го, в области удастся избежать. Подкупу избирателей 47-й регион намерен противодействовать довольно необычным способом - мобилизуя общественное мнение.

Вся власть - поселкам

Предстоящие выборы серьезно изменят уклад жизни в Ленинградской области. Назвать "местными" действующие там сегодня органы самоуправления можно с большой натяжкой. 29 муниципальных образований - слишком мало для огромной территории. Зато после 9 октября органы самоуправления окажутся к народу так же близко, как в прежние времена - сельсоветы. Разница лишь в том, что сельсоветы считались в СССР органами государственной власти, а "законодательные собрания" поселений такого статуса лишены.

Всего в 47-м регионе появятся более 200 муниципальных образований (МО) "низового" звена. В каждом из них депутаты выберут себе председателя (главу МО) и назначат на конкурсной основе главу администрации МО. Председатели автоматически попадут в органы самоуправления районного звена, а МО самых густонаселенных мест делегируют на районный уровень дополнительно 1-2 депутатов. Сформированные таким образом "парламенты" муниципальных районов также изберут себе председателей и наймут на конкурсной основе глав администраций.

Подобная схема, считает глава областной избирательной комиссии Владимир Журавлев, приведет в местное самоуправление людей, "которых избиратели знают и которым они доверяют". Что скроешь в деревне, где друг друга знают все? В итоге, считает г-н Журавлев, доверие будет оказано самым достойным, и органы МСУ "начнут успешно действовать в единении с органами государственной власти".

Милиция плюс общественное мнение

Приближение власти к народу должно благотворно сказаться и на избирательном процессе. Многие методы и приемы, поразившие своей безнравственностью Петербург ("Предпочитаю не давать никаких оценок питерским выборам МСУ, чтобы не нагнетать страсти", - признался "АиФ-Петербург" Владимир Журавлев), на выборах МО уровня поселений будут неприменимы. В облизбиркоме ожидают борьбу "активную, интересную, но цивилизованную и в рамках закона". Одна только "Единая Россия" уже подготовила 1200 кандидатов на 2275 имеющихся мандатов.

Впрочем, новых способов лечения главной "болезни" петербургских муниципальных выборов - подкупа избирателей - в области пока не придумали. Здесь надеются главным образом на милицию и недавние поправки в Административный кодекс РФ. Согласно последним, оказание незаконной материальной поддержки избирателям и использование оной отнесены к числу административных правонарушений. Стражи порядка теперь не ограничатся составлением протокола. Плюс Владимир Журавлев рассчитывает создать у областных избирателей "негативное общественное мнение к подкупу". "Задача, конечно, трудная, но ее надо ставить, коль скоро мы занимаемся общественным процессом", - заявил г-н Журавлев журналистам.

Доводы, что милиционеров на все поселки не хватит и что область в целом живет беднее города (а на Васильевском острове голоса покупались за килограмм гречи, килограмм сахара и бутылку водки), областные власти не смущают. Контраргумент - на селе гораздо проще обнаружить и дом, где производится раздача "наборов", и поймать машину, с которой раздают "материальную помощь" от имени того или иного кандидата. "Не думайте, что мы собираемся сидеть сложа руки, - уверил Владимир Журавлев "АиФ-Петербург". - Будем снимать с регистрации, бороться другими законными методами". В частности, глава облизбиркома сослался на выборы губернатора Ленинградской области в 2003 году, когда один из кандидатов пострадал за не вполне законные действия своего доверенного лица.

Органы с полномочиями и без

Областной закон от 13 мая 2005 года N 34 "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области" отменил пороговую явку. Так что 9 октября в Ленинградской области выборы состоятся в любом случае. Однако исключительность им придает другое обстоятельство. Сформировав органы МСУ, Ленинградская область в рамках проводимой в России реформы местного самоуправления получит возможность с 1 января 2006 года начать передавать "новым сельсоветам" полномочия органов государственной власти. Председатель Комитета по взаимодействию с МСУ Юрий Марасаев надеется, что это обстоятельство тоже сработает на чистоту и прозрачность выборов: "Создаются совсем другие, чем в Петербурге, МСУ, с другими полномочиями и функциями".

В числе прочих, "новым сельсоветам" может отойти контроль над частью казенных денег, решение вопросов собственности и аренды. Правда, не всем и не сразу. Г-н Марасаев особо отмечает, что "по закону органы государственной власти вправе передавать часть своих функций и полномочий, а могут и не передавать". С 1 января в Ленинградской области "процесс пойдет". Однако области еще предстоит принять несколько важных законов. А пока понять чиновников можно так, что по каждому из 203 "новых сельсоветов" вопрос будет решаться индивидуально. Смотря по тому, чем располагает соответствующее муниципальное образование на своей территории, и по тому, попадут ли в новые органы люди с "государственным мышлением".

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5

Самое интересное в регионах