В Петербурге теплеет. Город или решил поскорее забыть зиму, самую холодную за 20 последних лет, или получил указание сверху: "Привести себя в соответствие с названием "Северная Венеция".
Два фонтанных комплекса, что появятся по решению городского правительства на Московской площади и в Неве у Стрелки Васильевского острова, определенно готовятся к саммиту G8. Надо ведь показать лидерам мировых держав что-то такое, чего они не видели на праздновании 300-летия Петербурга. В мае заработают 11 водометов вокруг памятника Ленину.
Но "пришествие" воды не ограничивается новыми фонтанами. ЗАО "Рубин" открыло океанариум, гостиница "Прибалтийская" приросла аквапарком "Вотеревиль". Уже презентован российско-итальянский проект "Невский Колизей": близ поселка Бугры, знаменитого своей картошкой, в июне 2006 года начнут строить торговый комплекс с "кусочком" южного моря (на 20 тыс. кв. метров обещаны вода, пальмы и золотистый песок).
Вода перестает быть враждебной стихией, столетиями державшей Петербург в страхе. Покоряется Нева (начат Орловский тоннель, продумывается новый мост ниже по течению моста Лейтенанта Шмидта). Активно обустраивается береговая линия ("Балтийская жемчужина", намыв на Васильевском острове, новый стадионный комплекс на Крестовском). В отдельный сюжет здесь можно выделить постройку нового морского пассажирского порта - "Морских ворот".
Понятно, что в город деньги текут рекой, что он бурно развивается, а поскольку Петр I основал свою столицу в устье Невы, развитие это не может обойти воду стороной. Но в Петербурге в преддверии лета 2006 года вода повсюду, включая информационные потоки. Впору говорить о воде как об объекте внимания бизнеса и культуры. И вспоминать книгу Владимира Паперного "Культура Два".
Исследуя закономерности смены стилей в отечественной архитектуре, а затем - и закономерности в отечественной истории, Паперный обнаружил, что в России последовательно сменяют друг друга два типа культур. "Культура-1" соответствует революционным преобразованиям - страна жаждет свободы, открывает границы, ощущает себя частью мировой цивилизации, "растекается", "движется" (и строит однотипные дома вроде "хрущевок"). В "Культуре-2" на смену движению приходит стабильность, границы отвердевают, государственный аппарат костенеет, свобода уступает место диктату (а на улицах появляются дома в стиле "сталинского ампира").
Культ воды - один из неотъемлемых атрибутов "Культуры-2". В 30-е годы ХХ века Москва "наводнилась" через построенный зэками Беломоро-Балтийский канал. Повсюду строились фонтаны, на улицах появились продавцы газировки, на киноэкранах - "Волга-Волга", и у редкого советского чиновника не было в ту пору "южной" униформы белого цвета.
Другие атрибуты в области политики и той же архитектуры обнаруживаются с легкостью. Петербург весны 2006 года как бы подводит черту под очередным периодом доминирования "Культуры-1". У "борцов с режимом" есть повод для огорчений - в ближайшее время их голоса вряд ли кто услышит. Обывателю можно порадоваться. Если "Культура-1" обычно приходит в Россию ненадолго, где-то лет на 10-12, то "Культура-2" торжествует в 2-3 раза дольше. В прошлый раз после реформ Хрущева консервация затянулась почти на четверть века.
Слово «надо» родилось раньше меня. Глава петербургского Водоканала Феликс Кармазинов поделился планами на 2013 год
Уродство или креатив? Почему новая архитектура не вписывается в старый Петербург
Дамба может стать примером. Копию КЗС хотят построить в Нью-Йорке
Наум Синдаловский: «Мы оценим «Охта-центр» лет через 70»