Вместо хлеба - водка
В Ленинградской области есть целые поселения людей, которые стали бомжами поневоле. Будучи когда-то владельцами благоустроенных квартир в центре Петербурга, сегодня они ютятся по десять человек в полуразвалившихся бараках.
Виктор Кравцов жил в 2-комнатной квартире недалеко от станции метро "Владимирская". С женой он развелся несколько лет назад - та не выдержала постоянных запоев мужа. С работы его тоже "поперли". Сначала Витя "гулял" на те деньги, что выдали ему как расчет. Потом пропил старенькие "Жигули", бытовую технику, норковую шапку...
Когда пить было уже не на что, кореша познакомили с "хорошим человеком" Асланом. Тот, предварительно напоив беднягу, предложил ему сделку - поменять квартиру на "хороший дом", да еще и с доплатой. Уговаривать долго не пришлось. Кравцов сам подписал необходимые документы.
Так Витя вместе с другими несчастными оказался в полузаброшенном доме на окраине Красносельского района. Члены кавказской преступной группировки, одним из которых был и "благодетель Аслан", даже заботились о своих "подопечных": вместо еды и воды им давали... водку. Чтобы быстрее померли. Нет людей - нет свидетелей. К счастью, обреченных спасли. Сегодня только по одному этому уголовному делу в Главном следственном управлении проходят 14 потерпевших.
Лишилась наследства
Однако чтобы лишиться квартиры, пить вовсе необязательно.
- Сегодня существует несколько разновидностей квартирного рейдерства, или мошеннического отъема у граждан их законной недвижимости, - говорит начальник следственной части по борьбе с организованной преступностью ГСУ Алексей Плешков. - Конечно, чаще всего в сети преступников попадают престарелые, больные (и в том числе психически) люди, а также страдающие алкоголизмом и наркоманией. Но исключения есть.
Бабушка Юли Ивановой завещала ей свою квартиру.
- Когда она умерла, я стала оформлять на недвижимость соответствующие бумаги, - вспоминает девушка. - Выяснилось, что квартира была уже несколько раз перепродана, и в нее на днях вселяются какие-то чужие люди. Я была просто в шоке!
Оправившись от первого потрясения, наследница обратилась в милицию. В ходе расследования выяснилось, что жулики подделали договор купли-продажи еще до смерти бабушки Юли. Затем через нескольких посредников квартира была продана.
Законной же наследнице пришлось долго судиться с последними добросовестными покупателями. К счастью, решение суда было вынесено в ее пользу. Правда, денег тем, кто честно заплатил за свое новое жилье, никто так и не вернул.
С больными и престарелыми жителями Петербурга рейдеры разбираются по-особому. К Галине Ивановне в дом пришла интеллигентная с виду женщина, представившаяся социальным работником. Предложила ей подписать несколько документов - на получение льгот и бесплатных лекарств. Старушка была готова расплакаться от счастья! Надо же, до чего общество дошло: мало того, что бесплатную помощь оформляют, так еще и с доставкой на дом.
Среди "бумажек" была и доверенность на обращение с недвижимостью. Галине Ивановне даже в голову не пришло прочитать, о чем документ. Как это - обидеть хорошего человека подозрительностью?
В итоге бабушка оказалась на улице. Сейчас она собирает милостыню в одном из переходов метро.
Цена наказания
А недавно мошенники изобрели еще одно "ноу-хау". Теперь в чести у жуликов сделки с... комнатами в общежитиях.
По делу об афере черных маклеров с общежитиями сейчас проходят 11 фигурантов, среди которых сотрудники нескольких крупных агентств недвижимости. Они и дали объявления о том, что можно очень дешево приобрести в собственность комнаты в общежитиях. О законе, запрещающем продажу недвижимости, находящейся на балансе государственных предприятий, потенциальных покупателей никто не информировал.
Жулики раздобыли документы и печати бывшего балансодержателя общежития, изготовили поддельные ордера и даже подделали печать ГБР. Вступивший в сговор с мошенниками заведующий общежитием водил покупателей на осмотр свободных комнат. Покупатели (чаще всего иногородние) отдавали преступникам от 3 до 9 тысяч долларов. Таким образом, злоумышленники положили себе в карман около 2 миллионов рублей. Правда, следствию удалось, в конце концов, вернуть потерпевшим 1 миллион 700 тысяч. Но осадок, как говорится, у несчастных граждан остался.
Квартирный вопрос - самый больной и актуальный для петербуржцев. Цены на жилье за последние два года выросли в несколько раз. Ажиотаж толкает горожан из-за боязни упустить выгодный вариант на сомнительные сделки. Потеря собственного угла - что может быть страшнее?
К сожалению, поимка преступника - это только половина дела. На сей счет статистика безжалостна. Не любят наши суды наших же потерпевших. Некоторые дела рассматриваются по 3 - 5 лет. При этом многие мошенники отделываются испугом - уголовное преследование прекращается по сроку давности, они получают прощение по амнистии, условные сроки или наказание с отсрочкой приговора.