122

Мост Гольдштейна стал памятником

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. Аргументы и факты - Петербург 26/08/2015
Володарский мост
Володарский мост / Peterburg23 / Commons.wikimedia.org

Основной упор делался на проспект имени Сталина (сегодня - Московский). Сюда, подальше от финской границы и возможной агрессии, планировали перенести деловой центр города, оставив Невскому проспекту роль памятника архитектуры. Параллельно с Московским районом формировали и прилегающую к нему юго-восточную часть города. 

В процессе развития этой территории возникла острая необходимость новых переправ через Неву. Одна из них должна была связать берега реки у Александро-Невской лавры, вторая - в створе улицы Коллонтай и Большого Смоленского проспекта, третья, самая важная, - в створе Ивановской и Народной улиц. Этот мост стал частью центральной дуговой магистрали, соединявшей Московский проспект с юго-восточной частью Ленинграда. 

Для реализации проекта пригласили самых подготовленных инженеров Северо-Запада, и с 1932 года началось полномасштабное строительство. Новый мост стал первым, построенным в Ленинграде в постреволюционное время. 

Название переправе дала фамилия популярного в то время революционного деятеля Моисея Марковича Гольдштейна, более известного как В. Володарский. Он был убит в 1918 году в районе будущего моста, а в 1925 году на берегу Невы у Ивановской улицы ему был установлен памятник. 

По своему устройству Володарский мост напоминал Большеохтинский - он состоял из нескольких дугообразных арок с проездом понизу. Новый мост воплощал популярный по тем временам конструктивизм в архитектуре - большие железобетонные арки и внушительные опоры. Здесь же впервые использовали двухуровневые развязки на набережных, которые с тех пор можно увидеть в любом городе, где есть мосты. 

Володарский мост через Неву в Ленинграде. Фото: Commons.wikimedia.org

Выход из строя

Ночью 10 сентября 1985 года во время проводки плавучего дока был повреждён разводной пролёт Володарского моста. Сразу опустить его не удалось. После ремонтных работ пролёт свели, но в дальнейшем здесь возникали аварии. Нагрузка на переправу всё возрастала и вскоре превысила изначально планируемую. Мост нуждался в капитальной перестройке. Этот процесс длился восемь лет, и наконец в 1993 году вводят в эксплуатацию новый Володарский мост, запас прочности которого в несколько раз больше предшественника, да и размеры заметно увеличились - при ширине в 36 метров мост имеет в длину 332 метра. 

Монумент индустрии

После демонтажа нужно было что-то делать с арками старого Володарского моста (весом в 4000 тонн каждая). Нового применения им не нашли, поэтому части бывшей переправы доставили в деревню Новосаратовка, что в 10 километрах выше по Неве от города. Транспортировали их по воде, при помощи плавучих понтонов. Опоры выгрузили на берегу, и здесь они стоят до сих пор - молчаливый памятник конструктивизму, техногенной перестройке и советским инженерам. Новосаратовка должна была сыграть важную роль в освоении и развитии юго-востока города, что было подробно изложено в «Новом генплане Ленинграда» от 1933 года. К сожалению, трагичные события Великой Отечественной войны помешали этим планам. 

Новые начинания

Сейчас эта территория получила вторую жизнь - в Новосаратовке начинается крупнейший строительный проект Санкт-Петербурга, автономный город «Нева-Сити» от Группы компаний «ЦДС». Помимо жилых домов здесь построят всю необходимую социальную инфраструктуру - школы, больницы, торгово-развлекательные комплексы и культурные центры, а также решится транспортный вопрос - к 2020 году Петербург и юг Ленобласти соединит новая автомагистраль.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5

Самое интересное в регионах