Экспозиция включает около 200 произведений иконописи, прикладного и народного искусства из фондов Русского музея. Большинство произведений, отобранных для выставки, экспонируются впервые. Часть из них раскрыта от поздних записей в реставрационных мастерских Русского музея. К выставке подготовлен каталог, содержащий 268 описаний памятников.
Бесплатный билет на выставку получит тот, кто правильно ответит на вопрос:
«У каждого произведения искусства есть своя судьба, свои почитатели и критик. Но совсем немногие из живописных произведений удостоились – поэтического описания. А вот на создание картины, о которой сегодня пойдет речь, художника вдохновил один из поэтов-современников, а другой – очень известный поэт, слывший придворным поэтом, описал ее в своих стихах:
Виденье я узрел чудесно:
Сошла со облаков жена,
Сошла и жрицей очутилась
Или богиней предо мной.
Одежда белая струилась
Над ней серебряной волной…
Простертой на алтарь рукою
На жертвенном она жару
Сжигая маки благовонны
Служила вышню божеству.
Орел полунощный огромный,
Сопутник молний торжеству
Геройский провозвестник славы,
Сидя пред ней на груде книг,
Священны блюл ее уставы:
Потухший гром в когтях своих
И лавр с оливными ветвями
Держал как будто бы уснув…
Какая картина описана в этих стихах?»
А вот ответ на первый вопрос: Академические залы, здесь во времена владения Михайловским дворцом великими князьями Михаилом Павловичем и Еленой Павловной проходили роскошнейшие балы. Портрет хозяйки этих балов Фридерики-Шарлотты Марии Вюртембергской, ставшей в России великой княгиней Еленой Павловной, и висит в Академических залах. Портрет написан Карлом Брюлловым и изображает Елену Павловну с дочерью Марией на ступеньках павильона Росси в Михайловском саду.
Барон М.Корф в своих воспоминаниях в «Русской старине» описывает бал по случаю бракосочетания Великой княгини Марии Николаевны с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским 6 июля 1839 года: «К балу были свезены все цветы из Павловских и Ораниенбаумских оранжерей, на двухстах возах и пяти барках, которые вел особый пароход. Зато все во дворце цвело и благоухало , и такого обилия редких и многоцветных растений мне не случалось видеть. В большой зале, где купы цветов, исторгался прекрасный фонтан, который вместе с тысячью огнями вторился в бесчисленных зеркалах…Везде и во всех концах дома раздавалась музыка, которая гремела в саду, открытом в этот день для публики и всего народа.»
(Кстати, вот чудо архитектурного замысла Росси: все современники вспоминали о «бесчисленных зеркалах» Михайловского дворца, а по описи их было всего девять).
Правильный ответ дала Елена Каргелс.