Сергей Шнуров известен не только как лидер групп «Ленинград» и «Рубль», но и как ведущий документально-исторических телефильмов. Только что на «Пятом канале» состоялась премьера российско-финской ленты «Война без победы», посвященной событиям Зимней войны 1939 года. Впереди - премьера «Истории русского шоу-бизнеса».
«Народ чавкает»
- АиФ: Сергей, о Финской войне у нас говорить не любят, потому что это не самая славная страница отечественной истории. И таких страниц немало. Порой даже возникает ощущение, что их больше, чем «славных»…
- Сергей Шнуров: Мне тоже порой так кажется. Но нужно изменить угол зрения. Дело в том, что если бы мы сейчас жили совершенно замечательно, тогда бы все эти вехи воспринимались как поступательное движение. Но «замечательного» не видно. И все эти вехи, как нам кажется, ведут в мерзость, в которой существуем.
- АиФ: Но почему существуем именно так? Менталитет такой? Мозги так у россиян устроены?
- Сергей Шнуров: По-моему, «менталитет» - ничего не объясняющее слово. На него можно все списать. Так могут сказать абсолютно любые нации и также ничего не делать, как мы. У нас плохие законы, плохая Дума, ничего не работает. Ленин в 1917 году написал «Декрет о земле», так он до сих пор не исполняется!
- АиФ: Россияне - не самая законопослушная нация.
- Сергей Шнуров: Неправда. Нужен стимул к исполнению, законы должны быть не «вопреки», а «на благо». А идиотским законам никто следовать не будет.
- АиФ: И нормальные законы не работают. Вот сбил высокопоставленный чиновник человека, и ему за это - никакого наказания. А народ безмолвствует.
- Сергей Шнуров: Народ не безмолвствует, народ чавкает. У нас, как говорят, наступила эпоха потребления. После жестокой голодухи очень многие набивают животы и от этого умирают. Не физически, а духовно. Всем кажется, что если сейчас не урвут, завтра будет поздно. Это они знают по истории своих родителей. А философия такова: если кого-то сбили, то, слава Богу, не меня.
Не гадить!
- Сергей Шнуров: Историей принято в определенные моменты спекулировать. Вот сейчас Россия в очередной раз находится на перепутье. И мы историю переписываем, потому что не дай Бог нам пойти не влево, а вправо. История учит тому, что… ничему не учит. Но, на мой взгляд, ею необходимо интересоваться, чтобы быть русским. Даже проще - чтобы быть человеком.
- АиФ: Каждый народ имеет такую историю, которую заслуживает?
- Сергей Шнуров: Более того, каждый человек имеет такую судьбу, которую заслуживает. У нас странное представление о жизни: было великое прошлое и ожидает великое будущее. А сегодня сидим по колено в дерьме. Давайте правильно жить сейчас, тогда и прошлое, и будущее будут равновеликими сегодняшнему.
- АиФ: Но что может сделать «маленький человек»?
- Сергей Шнуров: На своем уровне - не гадить.
- АиФ: Не делать зла?
- Сергей Шнуров: Зло - категория очень общая. Я имею в виду самое элементарное: не плевать на улицах, не бить лампочки в подъезде, стараться не пить плохие напитки, не есть плохие продукты. Это ведь страшно, какие мы «дерьмоеды». По-моему, от сосисок народу больше умирает, чем от алкоголя.
Мы разрознены
- АиФ: Каждому народу нужна идея, объединяющий миф. А у нас этих идей или слишком много, или мало?
- Сергей Шнуров: Единой России не существует. Это и есть миф. Мы разрознены. Недаром и название партии пишется в кавычках…
- АиФ: Когда историей не движут идеи, ею движут деньги?
- Сергей Шнуров: Эпоха денег, у нас, по-моему, не наступила. Ну, если пенсионер получает 5 тысяч рублей, то где же эта эпоха?! Сейчас наступает новая эра: дети тех, кто копил капитал, - в фаворе, катаются на «Ламборджини». Почитал тут, как они в Швейцарии гоняли…Неплохо, что они ездят на таких тачках. Плохо, что у пенсионеров мизерная пенсия. Вот об этом стоит задуматься.
- АиФ: Почему вы стали участвовать в документальных проектах?
- Сергей Шнуров: Я люблю Петербург, люблю «Пятый канал», поэтому пытаюсь внести свою лепту. И потом мне кажется, что на мою физиономию могут повестись молодые люди и приобщиться к этому знанию.
- АиФ: Насколько текст ведущего отражает вашу позицию?
- Сергей Шнуров: Тексты мне пишут, но я их корректирую. Если с чем-то в корне не согласен - вычеркиваю. Я же не профессионал, поэтому мне разрешено. И даже дикция не важна - у меня вот не идут шипящие (смеется).
- АиФ: Но вы столько снимаетесь в кино, что уже можно считать профессионалом?
- Сергей Шнуров: Действительно, за этот год снялся в четырех картинах и уже боюсь стать актером. Актеры - самый гадкий народец.
Пока съемок нет, мы группой «Рубль» едем в Америку на гастроли. Поступило предложение о европейском туре весной.
- АиФ: Как вам такая точка зрения: в Америке, мол, живут богато, но скучно. А в России - бедно, но весело.
- Сергей Шнуров: Кому в Америке скучно, те на уикенд улетают, к примеру, в Мексику. Там уж точно нескучно, я думаю, в криминальном отношении еще веселее, чем у нас.
- АиФ: В Москву перебираться не собираетесь?
- Сергей Шнуров: Нет, Москву я не люблю. Я там не чувствую себя ни столичным жителем, ни приезжим, вообще не мыслю себя в этой среде. Но если судьба так сложится, что уж вообще деваться будет некуда, то Нью-Йорк мне нравится больше, чем Москва.
- АиФ: Почему группа «Рубль» не дает больших концертов?
- Сергей Шнуров: Потому что мне не нужны стадионы, мне нужен внимательный зритель.