Туристический поток приносит немалые деньги, но вместе с тем разрушает городские шедевры. Многие страны мира уже ограничивают или полностью закрывают посещение памятников архитектуры и культуры для путешественников. Что ждёт Санкт-Петербург?
Венецию «спрячут»
- Закрытие для посещений самых известных памятников мира - не фантастика, а реалии, - поясняют в Ассоциации туроператоров России. - Египетские пирамиды уже значительно изолированы от туристов. О том, чтобы забраться на пирамиду Хеопса, давно не может быть и речи. Британский Стоунхендж окончательно закрыт для массовых визитов - посмотреть на легендарное сооружение можно лишь издали. Посещение одних памятников ограничивают, чтобы остановить их разрушение, других - из-за террористической угрозы. В Берлине туристам всё чаще становится недоступен купол Рейхстага, в Лондоне стало сложней попасть на Биг Бен, в Париже - на вершину Эйфелевой башни, а в Нью-Йорке - на смотровую площадку Статуи Свободы.
В будущем для путешественников могут стать недоступны даже целые города. В июне 2011 года комитет по охране культурного наследия Италии выступил с инициативой запрета на самостоятельные посещения туристами Венеции. Эта жесткая мера, по мнению специалистов, спасет Венецию от «вытаптывания» туристами и размытия её берегов волнами от круизных лайнеров.
Дворцы - не резиновые
Санкт-Петербург с каждым годом посещает всё больше туристов, а вместительность местных музеев и памятников архитектуры не безгранична. Хотя особых запретов пока в Северной столице нет.
- Проблема актуальная и непростая, - говорит директор государственного музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая. - Как дать огромному количеству людей посмотреть на шедевры, но при этом их сохранить? Этот вопрос сейчас стоит перед всеми музеями мира. Ведь, например, в летний субботний день наш музей посещают 30-35 тысяч туристов. Большой дворец на такое количество людей не рассчитан. Мы пытаемся организовать туристические потоки - благо, территория большая (сады, парки, 20 дворцов), но какие-то ограничения приходится вводить. Впервые в этом году решили ограничить число билетов на массовые летние праздники. Возможно, будем выносить экраны за пределы территории, чтобы шоу смогли увидеть даже те, кто не попал внутрь. Конечно, люди обижаются, когда не могут увидеть то, за чем приехали. Иногда пишут жалобы. Например, что во дворце «Марли» нет пандусов. Но, в данном случае, чтобы их сделать, нужно нарушить историческую конструкцию XVIII века, разрушить шедевр. Можем ли мы на это пойти ради туристов?
В Государственном музее истории Санкт-Петербурга отметили, что в целях безопасности и сохранения памятника вход на территорию Петропавловской крепости закрыт с 21 часа до 6 утра. Это давно существующее правило.
В Петропавловском соборе разработан специальный маршрут следования туристов, который исключает возникновение столпотворений. Также там существуют определённые правила поведения - в усыпальнице русских императоров нельзя громко разговаривать, нужно выключать мобильные телефоны и прочее.
В Эрмитаже, который летом посещает до 10 тысяч человек в день, отметили, что пока никаких ограничений для туристов вводить не собираются.
К слову, после падения пьяного туриста с колоннады Исаакиевского собора этим летом, местные власти заговорили о запрете посещения петербургских музеев «подшофе». Давно обсуждается идея официально запретить являться в городские музеи в майках и шортах, как это делается во многих странах мира.