Санкт-Петербург, 15 мая – «АиФ-Петербург».
Непрерывная атака
SPB.AIF.RU: - Недавнее предложение директора Пушкинского музея Антоновой перевести картины французских мастеров из Эрмитажа в Москву для организации музея нового западного искусства вы назвали очередной попыткой разорить Эрмитаж и преступлением против стабильности всего музейного пространства...
М.Пиотровский: - На нас идёт постоянная непрерывная атака в течение последних 20 лет. Музеи представляются местом, где можно легко заработать.
При этом к нам есть два главных упрёка. Первый: «Они сами продают и подменивают вещи», второй: «Они не умеют хранить». Есть много «новых» идей, например, объединить фондохранилища музеев. И что будет? Выяснится, к примеру, что оказалось семь одинаковых палашей. Можно оставить один, остальные продать. Все эти «штучки» хорошо идут на рынке антиквариата. Нам удалось предотвратить ликвидацию Артиллерийского и Военно-Морского музеев. Ведь было предложение объединить их с Центральным музеем армии. О возможной логике дальнейших событий я вам рассказал. Так что у постоянных наездов на музеи есть общая идея - отдать их настоящим деловым менеджерам. Уж они-то лучше музейщиков разбираются в экономике.
Альтернатива - интеллигенция
SPB.AIF.RU: - Но ведь порой действительно всплывают некрасивые истории, когда сами музейщики не могут устоять от соблазна «украсть и продать».
М.Пиотровский: - По существу, весь музейный фонд сохранился. Проверки показывают очень небольшие потери. На соблазны почти никто не поддался, три-пять человек во всём нашем сообществе. У музея такая особенность: если украдёшь, то в конце концов ничего не останется. Вот на строительстве крадут 50%, и всё равно остаётся что-то на стройку, а здесь не так.
И люди, преданные делу, понимают, что ради денег нельзя пускаться во все тяжкие. Им чужда современная психология: давай 200% дохода, а если меньше - это не доход. Кстати, именно это и есть коррупция. Для музейщиков не деньги - критерий успеха, а деньги нужны для того, чтобы выполнять другие миссии музея. А миссии очень большие, одна из них - воспитание. В «Молодёжный образовательный центр» к нам толпами идут. Музей занимается подрастающим поколением. В стране ведь сильна только массовая культура, и музеи - абсолютно другая категория.
Михаил Пиотровский: «Бескультурье - черта нашего времени» >>
Но мы очень достойно держимся в современном мире. К примеру, осуществляем справедливую социальную политику. Эрмитаж даёт льготы для посетителей, причём из своего кармана, а не государственного. Соответственно, за эти льготы заплатит более богатый человек, зато ребёнок, студент, пенсионер могут прийти бесплатно. Так что музей даёт полезные рецепты обществу.
По всей стране музеи стали важными культурными учреждениями широкого профиля. Люди тянутся.
Так же, как тянутся и жадные лапы, потому что по всей стране музеи находятся в лучших зданиях, в центре городов. Чиновники начинают думать - вот это хорошее место, выгодное, хорошо бы назначить своего начальника. Этот аспект тоже включается в нашу жизнь. А ещё музеи - на передовой линии борьбы культуры с невежеством: на наши выставки набрасываются, фанатики кидают бутылки, как это было в музее Набокова. Музеи вынуждены этот вызов принять. Выходит, что мы действительно хранители, воспитатели вкуса, и мы определяем, что такое настоящий патриотизм, диалог культур, общение цивилизаций.
А альтернатива этому мракобесию одна. Это интеллигенция.
Историческое достоинство
SPB.AIF.RU: - Однако в реальности музеи в стране закрываются. Возможно, спасение - в выходе в виртуальное пространство?
М. Пиотровский: - В провинции закрываются музеи, помещения которых передаются церкви. Музеи могут закрываться и открываться, просто надо очень внимательно следить, нет ли за этим тенденции к оптимизации. А она означает - поменьше профессионалов и самих музеев. Оптимизация хороша, чтобы беречь государственные средства, но может привести к большим потерям в духовной сфере. Увы, выполнение наших задач вступает в конфликт с прагматическими вещами.
Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский раскритиковал вторую сцену Мариинского театра >>
Что касается Интернета, то Эрмитаж в этом смысле всегда был одним из самых продвинутых, одно время наш сайт был лучшим в мире. Сейчас мы его переделываем и скоро опять будем лучшими.
Но при всех электронных фокусах главными остаются люди и вещи. Виртуальный музей - только помощник для настоящего. Музей - это подлинная вещь, в которой есть энергетика. Виртуальное пространство нужно завоёвывать и подчинять музею. Это получается.
SPB.AIF.RU: - Во время войны люди едва ли не ценой жизни сохраняли музейные сокровища. Сейчас отношение другое. Что изменилось в нашем сознании?
М. Пиотровский: - После войны относительно легко можно было убедить правительство, что надо восстанавливать Пушкин, Павловск. И в разрушенной стране нашли на это громадные деньги. А сейчас как трудно идут всякие реставрации! Дело не только в деньгах, их в стране полно. Пропало ощущение, что культура - это важно.
Я постоянно повторяю - в сохранении нашего культурного наследия и содержится национальная идея. Надо быть достойным своих предков, великой истории. Не люблю слово «патриотизм»: оно нерусское и вокруг него много странных правильных и неправильных нагромождений фраз и слов существует. Мне больше нравится понятие «историческое достоинство». Это моя страна, всё, что в ней плохого и хорошего, - моё. Я помню всё плохое, знаю всё хорошее, и я должен быть достоин величия этой истории.
Михаил Пиотровский: «Музей без науки - как Диснейленд» >>
Эта позиция не нуждается в модернизации, она существует вечно. Музеи живут по ней. Если жить с уважением к прошлому, оценивая себя через него, то можно много сделать и быть самыми передовыми и лучшими.