В этом году детская передача «Большой фестиваль» могла бы отметить свой 25-летний юбилей. В Ленинграде 90-х не было ни одного дома, где бы не знали троицу неразлучных друзей – Хоху, Веснушку и Тото. В 2001 году «Большой фестиваль», как и вся Детская редакция Ленинградского телевидения, прекратил свое существование.
Собака Баскервилей – сестра Хохи
Квартира у Маргариты Скриповой-Ясинской похожа на мастерскую, в которой живут куклы. В комнате сидят лягушка Квачик, собака Фердинанд, Лесовик, кот Котофей, старушка Слякоть, хулиган Хоха, рыжий Веснушка и много других персонажей. Сама Скрипова-Ясинская называет их всех своими детьми. «Чтобы сделать куклу, надо в нее вложить свою душу, - объясняет художница корреспонденту SPB.AIF.RU. – Только тогда у нее будет характер. Кукла будет живой. Многие восхищаются, глядя на куклу цыганки. А мне эту цыганку сделать гораздо проще, чем, например, маленькую собачку. У цыганки ярко выраженные черты лица – нос, глаза. А вот чтобы «ожила» собачка, надо потрудиться».
Художница попала в Детскую редакцию Ленинградского телевидения. Она делала кукол для передач «Сказка за сказкой», «Солнцеворот», «Там, где живет Паутиныч», «Большой фестиваль». «А вот, познакомьтесь, старшая сестра Хохи», - указывает Скрипова-Ясинская на знаменитую маску собаки Баскервилей, которая нападала на Никиту Михалкова в легендарном фильме режиссера Игоря Масленникова. Внутри маски – вешалка. Без нее голова собаки развалилась бы. «Я всегда делала кукол из подручных материалов», - улыбается художница. Скрипова-Ясинская делала собаку одной рукой – вторая тогда была сломана. Эту маску из папье-маше в фильме надевали на голову настоящей собаки.
«Захотелось сделать куклу в виде кеда»
Хоха и Веснушка, живущие дома у художницы – выставочные образцы. За несколько лет существования «Большого фестиваля» Скрипова-Ясинская сделала несколько вариантов трех друзей из передачи. Сначала куклы были в виде марионеток. Программа «Большой фестиваль» появилась в эфире в 1989 году. Она была преобразована из детской передачи «Мультлото». Тото и Веснушка уже снимались в передаче. Тото был образованным и начитанным, Веснушка – добрым и простодушным. Скриповой-Ясинской надо было придумать третьего персонажа. Руководство редакции попросило художницу, чтобы он был похож на мультгероя. Так на свет появился любимец публики – харизматичный задира Хоха.
Скрипова-Ясинская решила сделать куклу в виде кеда – так захотелось. «Ребенок должен понимать, что он и сам может сделать такую куклу из обычных тряпок, – говорит художница. – Ребенок видит, что в этом нет ничего сложного, и кукла становится ему ближе». Шнурок на лице Хохи образует гласа, нос и брови. Хоха оказался очень похожим, на актера, который его озвучивал – Ричарда Богуцкого. Внешнее сходство отмечали абсолютно все. Когда дети фотографировались с Богуцким и Хохой, актер специально поворачивался в профиль, чтобы сходство было еще заметней.
Программу смотрели всей семьей
Передача «Большой фестиваль» была рассчитана на зрителей постарше, чем аудитория «Спокойной ночи, малыши». Программу смотрели не только дети, но и взрослые. Это была первая передача, в которой куклы снимались без участия людей в кадре. В каждом выпуске обыгрывались разные жизненные ситуации, которые учили детей добру – помогать людям, делиться с друзьями, тянуться к знаниям. После разговора трех друзей показывали пятиминутный мультфильм. По окончании мультфильма Хоха, Веснушка и Тото давали маленьким зрителям задание – что-нибудь нарисовать или прочитать. Передача была закрыта в 2001 году, когда умер Ричард Богуцкий.
Все, что осталось от передачи – Веснушка и Хоха, сидящие на столе у их создательницы. «Веснушку очень долго делала, - вспоминает художница. – Его волосы вырезаны из фетровой ткани. Каждую волосинку нужно было приклеивать к голове по отдельности. Надо было держать и ждать, пока клей высохнет. С Хохой было гораздо легче». Все куклы сделаны из папье-маше. Скрипова-Ясинская показывает заготовку для Хохи – две картонки и палка, скрепленные между собой проволокой. Осталось лишь нарядить Хоху – и кукла будет готова.
После закрытия «Большого фестиваля» Детская редакция прекратила свое существование. Актерам и съемочной группе еще долго приходили письма от детей с просьбой вернуть на экран полюбившихся персонажей. Но возвращению так и не суждено было случиться.