Примерное время чтения: 8 минут
2139

Лечебные кареты. Как работала в Петербурге первая «скорая помощь»

Жители Петербурга, нуждающиеся в медпомощи, чуть больше века назад и думать не могли о неотложном осмотре врача. В госпитали и больницы люди добирались на извозчиках, кого-то несли, а кто-то и вовсе должен был идти к доктору самостоятельно, превозмогая боль.

В Северной столице впервые создали пять станций первой помощи в марте 1899 года. Инициатором этого выступил известнейший русский врач Николай Вельяминов, который большую часть своей жизни посвятил хирургии.

Однако в Российской империи Петербург, по праву считающийся новатором во многих областях, не стал первым городом, где появились кареты, обслуживающие больных. За два года до появления первой помощи в Северной столице станцию открыли в Варшаве. Далее её примеру последовали Москва, Лодзь, Вильно, Киев, Одесса и Рига.

В Москве первые две кареты появились в апреле 1898 года при полицейских частях, в приемные покои которых зачастую и доставляли больных. Оснащение произошло за счет щедрых меценатов, которыми выступили купцы. Из их кармана какое-то время финансировалась и работа станций.

В Северной столице перед открытием пяти пунктов первой помощи известнейшие хирурги организовали курсы для медперсонала и даже представили проект «Организация создания первой помощи в Санкт-Петербурге». С марта 1899 года пять станций города начали свою работу. На каждом пункте было по два пароконных экипажа, четыре пары ручных носилок, а при каждой станции дежурило по два санитара. Они помогали всем без исключения пострадавшим, доставляя их с улицы в ближайшую больницу или квартиру. Первым заведующим всеми пунктами стал один из основоположников отечественной ортопедии Генрих Турнер.

Первый заведующий пятью пунктами первой помощи в Петербурге Генрих Турнер. Фото: Commons.wikimedia.org

630 выездов в год

Спустя год в городе была создана Центральная станция, а в 1905 году в Петербурге начал работу шестой пункт первой помощи. В конце 1900-х в Северной столице Центральная станция направляла и регулировала работу всех остальных: здесь принимали все вызовы.

Помимо санитаров, с 1912 года на станциях работала группа из 50 врачей. В ближайшие годы петербургская первая помощь получила также три санитарных машины и даже автомобильную станцию на Гороховой улице. Сохранилась информация, что в год совершалось порядка 630 выездов.

После начала Первой мировой войны станции перешли под контроль военного ведомства. Они функционировали в его составе до революции 1917 года. В ходе тех событий создали специальный медицинский отряд, из которого потом организовали «скорую помощь». Спустя два года в Петрограде появляется Центральный госпиталь «скорой помощи». Его сделали на базе доходного дома и частной лечебницы доктора медицины Бруно Кельмейера. Ныне это знаменитый НИИ скорой помощи им. Джанелидзе.

С 1922 года власти озадачились организацией районных подстанций, чтобы проводить сигнализационную профилактику уличной травмы. Создали милицейские посты первой помощи, чтобы на местах аварий быстро обслужить пострадавшего. Здесь были необходимые медикаменты и колесные носилки.

В ходе 1930-х годов приказом Ленинградского городского отдела здравоохранения за № 18 на базе больницы «скорой помощи» был основан Научно-практический институт скорой помощи (ныне – НИИ скорой помощи им. Джанелидзе), появились специализированные психиатрические бригады, началась перевозка рожениц в родильные дома. В это же время также был принят стандартный кузов Ленинградской «скорой помощи». Кроме того, в 1937 году в городе на Неве состоялась Первая Всесоюзная конференция по организации и подаче скорой медицинской помощи. На ней Московской и Ленинградской станциями был представлен проект единого положения о работе «скорой помощи» в городах и рабочих посёлках. Положение было утверждено Народным Комиссариатом здравоохранения.

Дарить жизнь в блокаду

К началу Великой Отечественной войны в арсенале Ленинградской станции было девять подстанций и автопарк в 200 машин. У районных подстанций был постоянный штат сотрудников.

Когда началась война, на станции легла ответственность за помощь пострадавшим в очагах поражения, а также эвакуацию раненых. Научно-практический институт «скорой помощи» принимал много пациентов, фактически превратившись в военный госпиталь. С началом обстрелов были потеряны две станции. Для каждой районной подстанции разрабатывался план, как работать автономно в случае чрезвычайных ситуаций.

Сотрудники «скорой помощи»первое время, несмотря на постоянный голод и ежедневные артобстрелы, самоотверженно выполняли свою работу, стараясь, чтобы обстоятельства не сказались на качестве обслуживания пациентов. В Научно-практическом институте отключалась вода и электричество. Тогда медсестры перевязывали раненых при свете лучины.

В блокаду "скорая помощь" обслуживала "Дорогу жизни". Фото: www.russianlook.com

В январе 1942 года персонал станций бросили обслуживать «Дорогу жизни», а также оборонное строительство на подступах к Ленинграду. Первый директор научно-практического института скорой помощи Меер Мессель о том времени вспоминал, что нередко имели место случаи, когда после ликвидации очага поражения врачи и медицинские братья «скорой помощи» возвращались на районные станции настолько обессиленными, что некоторых из них приходилось вносить в помещение станции на руках.  За 900 дней блокады станции потеряли 16,3% личного состава убитыми и ранеными.

7000 обращений в сутки

После окончания войны силы были брошены на восстановление и укрепление материальной базы. Расширили сеть подстанций, ввели радиосвязь, поставили аппараты для искусственной вентиляции легких, ингаляционного наркоза, а также приобрели дефибрилляторы.

В период с 1956 по 1990 год появилась так называемая «Штурмовая машина», которая предназначалась для оказания помощи при шоке и термальных состояниях, созданы специализированные неврологическая, токсикологическая, наркологическая и реанимационная педиатрическая бригады. Также в городе началось возведение новой центральной диспетчерской на 20 тысяч обращений в сутки.

Примечательно, что телефон «скорой помощи» изначально был четырёхзначным – 2136. И только в 1925 году было решено ввести единый индекс, чтобы население не путалось и не вспоминало длинные номера. К 1979 году появилось два номера 05 – неотложная помощь и 03 – скорая экстренная помощь. А в 1988 году было принято решение объединить два номера в один – 03.

В сложные 1990-е годы власти приняли целевую программу развития экстренной медицинской помощи населению Северной столицы. В это время была введена новая форма одежды, создана автоматизированная система обработки вызовов, что позволяло ускорить направление бригад к пациентам.

Структура ГССМП в 2015 году. Фото: Городская станция скорой медицинской помощи Петербурга

В данный момент Центральное управление городской «скорой помощи» в Петербурге включает в себя 26 подстанций, расположенных в разных районах города. Каждые сутки в оперативный отдел по телефону поступает более 7000 обращений.

Бригады круглосуточно оказывают общедоступную и бесплатную экстренную медицинскую помощь населению и гостям города при внезапных заболеваниях и несчастных случаях на улице, в иных общественных местах, на предприятиях и в учреждениях, а также в квартирах при несчастных случаях, родах, психических заболеваниях.

В числе этих бригад — акушерские, фельдшерские, санитарного транспорта по перевозке пострадавших, линейные врачебные, специализированные (реанимационно-хирургические, кардиологические, нейрореанимационные, токсикологические, реанимационно-гематологические, педиатрические, наркологические и психиатрические).

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах