Примерное время чтения: 8 минут
1647

Молоко из Эквадора? Как вернуть себе собственный продовольственный рынок

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. Аргументы и факты - Петербург 15/10/2014
За чашечкой кофе разговор прошёл позитивно.
За чашечкой кофе разговор прошёл позитивно. / Ирина Сергеенкова / АиФ-Петербург

Запрет на ввоз продуктов из стран ЕС открыл двери для отечественных производителей, но ослабление конкуренции пока не помогло им завоевать твёрдые позиции на прилавках наших магазинов. Что необходимо сделать, чтобы решить проблему импортозамещения в таком сложном для торговли городе, как Петербург, где 85% магазинов принадлежат крупным сетям? зачем нужно разводить скот породы блэк ангус? почему морковка из Ленобласти лучше израильской и где взять миндаль для кондитерских изделий? Эти и другие вопросы обсуждали на деловом завтраке еженедельника «АиФ-Петербург» в ресторане «Строганов Стейк Хаус» представители петербургских компаний по производству и продаже продуктов питания.  

А  если  санкции  отменят?

Ещё в 2009 году Владимир Путин, будучи премьер-министром, сказал: «Нет смысла заниматься импортозамещением, если можно купить дёшево. Если всегда будем стремиться догонять, всегда будем в отстающих…»

Как рассказал на деловом завтраке «АиФ-Петербург» Александр Герман, первый заместитель председателя Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка, петербургские производители готовы инвестировать в производство, создавать новый ассортимент, наращивать объёмы. Некоторым из них для принятия решения не хватает уверенности в стабильности ситуации: а вдруг санкции отменят, и их продукция опять будет не нужна? 

Кризисы надо рассматривать как появление новых широких возможностей, считает Дмитрий Байков, директор по продажам кондитерского объединения «Любимый край». Предприятие стартовало именно в такое время - в 1999 году. С тех пор продукция компании вошла в число признанных нашими потребителями, и не только нашими - овсяное печенье этого кондитерского производства поставляется в Германию и США. А у нас продаётся во всех торговых сетях.

Дмитрий Байков. Фото: АиФ / Ирина Сергеенкова

Сети  нас  не  берут

Кстати, о сетях. Дмитрий Байков полагает, что переизбыток гипермаркетов не такое уж зло, как кажется. Они, по его мнению, отражают желание покупателя получить ожидаемый результат: 

- Потребителя интересуют долгосрочные отношения. Когда мы приходим в магазин, то ищем привычное качество. Производитель может время от времени выбрасывать на рынок новый привлекательный продукт по приемлемой цене, но важно научиться делать это год за годом. Нужно совершенствовать технологию, оценивать, насколько будет расти спрос и заранее увеличивать под это мощности. Федеральные торговые сети предъявляют к поставщикам жёсткие требования: если дисциплина исполнения заказа составляет меньше 98%, ты вылетаешь из сети. 

О защите интересов покупателя торговыми сетями говорил на деловом завтраке и Андрей Семёнов, руководитель службы коммуникаций компании «Атриа Россия» («Пит-Продукт»):

- Сети делают всё, чтобы не давать поставщикам повышать цены, даже когда мы начинаем работать на грани рентабельности. Поэтому сейчас наш потребитель не слишком почувствовал рост цен. 

Что  хочет  фермер

Однако крупных пищевых предприятий, способных обеспечивать большие объёмы поставок при невысоких ценах, в стране не так много. Ритейлеры продолжают ориентироваться на поставщиков за рубежом, там закупать дешевле. По данным Смольного института РАО, население мало обеспечено отечественными продуктами питания, что, впрочем, очевидно без дополнительных исследований. Граница продовольственной безопасности государства определяется при уровне импорта от 18 до 35%, Россия же до недавнего времени импортировала до 70% потребляемого продовольствия. По словам Александра Германа, вопрос продовольственной безопасности поднимается уже лет шесть: 

- Сейчас создаётся программа, хотя это надо было делать намного раньше. Большая зависимость от импорта остаётся. Надо возрождать свой агропромышленный комплекс. Потребуется время. Чтобы подоить корову, её надо вырастить. 

Петербург зависит от импортного молока больше, чем другие российские города, его доля составляет 40%. Мясное производство в ещё худшем положении, потому что требует серьёзных вложений, что связано с предпринимательскими рисками. По данным Росстата за 2012 год (за 2013-й статистики пока нет), из миллиона тонн потреблённого мяса в Северо-Западном федеральном округе отечественное составило всего 522 тысячи тонн. При этом местные фермеры по-прежнему затрудняются найти выход для своей продукции на прилавки торговых сетей. 

- Фермеры лукавят, - утверждаетАлександр Герман.

Александр Герман. Фото: АиФ / Ирина Сергеенкова

- На протяжении трёх лет пытаемся затащить их на наши торговые площади. Разработали специальную программу по поддержке аграриев совместно с «Пятёрочкой». Договорились, что ею будут выделены 29 торговых площадок бесплатно. В результате занятыми из них оказались всего четыре. Фермер готов выращивать, но не готов продавать, - пояснил он.

Мраморный  бычок

- На нашем рынке есть фермеры, которые сами реализуют свою продукцию, - поддержала разговор Ирина Кобицкая, директор торгового комплекса «Старая Деревня». - Около 40% торгующих здесь - производители из Ленобласти, а также из других регионов России, из Белоруссии.

- Каждый должен заниматься своим делом, - считает Алла Тарасова, директор по маркетингу ТК «Старая Деревня». Представитель «Пит-Продукта» Андрей Семёнов придерживается той же точки зрения, отметив, что компания увеличила закупку российского мяса для промышленного производства через оптовые предприятия, которые сами работают с фермерами, формируя большие партии стандартного качества. 

Участники делового завтрака сошлись во мнении, что несмотря ни на какие эмбарго не готовы поступиться качеством продукции. Даже при возникновении трудностей с поставкой, например, миндаля или фруктово-ягодных ингредиентов, сообщила Джанона Эргашева, специалист отдела маркетинга комбината «Невские берега», отдел снабжения найдёт альтернативные варианты. 

Ольга Боброва, представитель компании «Второе дыхание» по производству натуральных продуктов, подчеркнула, что перемены в экономике не сказались на уровне контроля качества продукции. 

Собравшиеся отметили, что морковка из Ленобласти предпочтительнее, чем из Израиля, потому что существует такое понятие, как биодоступность, когда лучше усваиваются продукты, выращенные в родной климатической зоне, а также подвергли сомнению предложение поставок молока из Эквадора.

- Есть интересная тенденция последнего времени, - поделился позитивными наблюдениями с участниками делового завтрака Дмитрий Гольдфарб, генеральный директор Stroganoff restaurant group, - в Воронежской и Курской областях развивается производство крупного рогатого скота той гастрономической породы, которая интересна нам, - блэк ангус. Это вкусное и качественное мясо, цена сопоставима с импортом. Если такая тенденция сохранится, то мы перестанем зависеть от поставок из-за рубежа. 

Дмитрий Гольдфарб. Фото: АиФ / Ирина Сергеенкова

Бизнес-завтрак закончился разговором о развитии глобальной конкуренции, ориентированной на лучшие мировые стандарты, когда никакие ограничения или их отмена не помешают бизнесу чувствовать себя уверенно. 

Что нужно, чтобы качество продукции не снижалось, цена не росла и потребитель был удовлетворён?

Дмитрий Байков, «Любимый край»: 
- В сложной ситуации надо учиться делать то же самое более эффективно, с меньшими затратами, чтобы потребитель получил то, что он любит, за те же деньги.

Дмитрий Гольдфарб, Stroganoff restaurant group: 
- Потребитель не любит перемен, он, как ребёнок, хочет стабильности. Надо изыскивать внутренние ресурсы за счет оптимизации собственных технологических и бизнес-процессов. 

Андрей Семёнов, «Атриа Россия» («Пит-Продукт»): 
- Одна из наших корпоративных этических ценностей сформулирована так: мы всегда помним о нашем потребителе. В любой ситуации мы должны сделать так, чтобы он был счастлив. 

Джанона Эргашева, «Невские берега»: 
- Создавать свой идеальный продукт, ориентируясь на лучшее и не теряя индивидуальности. 

Ольга Боброва, «Второе дыхание»: 
- Для производителей нужны краткосрочные кредиты с низкими процентными ставками.

Ирина Кобицкая, ТК «Старая деревня»: 

- Расти не только интенсивно, но и экстенсивно, приобретая опыт, позволяющий реализовать проект, подобный нашему, в другом районе города. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах