Примерное время чтения: 10 минут
961

«Варшавский заложник»: студенту грозит 10 лет за участие в акции протеста

Юлия Осмоловская / Из личного архива

Левкина обвиняют в нападении на двух полицейских во время штурма второго пакгауза Варшавского вокзала, который в феврале 2013 года, спасая от сноса, захватили сквотеры-анархисты. По статье 318 ч.2 УК РФ «Применение насилия в отношении представителя власти» юноше грозит 10 лет лишения свободы.

Адвокат и очевидцы событий уверяют, что студент стал жертвой обстоятельств. Аргументы защиты строятся не только на показаниях свидетелей, но и фотоснимках,  подтверждающих тот факт, что лом, которым били полицейских, был в руках у совершенно другого человека.

Денис Левкин уже 10 месяцев находится в СИЗО. Фото Юлии Осмоловской

Битва за исторический пакгауз

Зимой 2013 группа градозащитников протестовала против сноса исторических зданий Варшавского вокзала. Несмотря на многочисленные акции протеста, бульдозеры сносили один памятник  за другим. Один из уцелевших пакгаузов - краснокирпичное депо - стал своеобразным символом протеста. Чтобы помешать его разрушению, группа анархистов решила круглосуточно дежурить на территории памятника. В полуразрушенном пакгаузе в январе сформировался своеобразный штаб, где проводили собрания, концерты, выставки и даже литературные вечера.  Сам Денис об акции узнал из газет, решил прийти и поддержать протестующих. Ни собственнику помещения,  компании «Адамант», ни полиции этот новоиспеченный культурный центр по вкусу не пришелся. Депо решили брать штурмом.

Возле входа в пакгауз началась потасовка с участием полиции. Фото Максима Змеева

4 февраля к пакгаузу нагрянул ОМОН. Возникла потасовка – часть молодых людей забаррикадировалась внутри, часть создала живое кольцо снаружи. По свидетельству очевидцев, несколько десятков полицейских и два десятка омоновцев налетели на защитников сквота, избили и задержали 22 человек.

Полиция жестко задерживала активистов. Фото Юлии Осмоловской

- Я была во время штурма возле пакгауза. Полиция действовала очень жестко, - рассказала SPB.AIF.RU гражданский активист и очевидец событий Наталья Сивохина.  - Там было довольно темно, и  с какого-то момента началось месиво. Сначала полиция просила разойтись по домам, а потом начались задержания.  При этом ребят били, швыряли лицом в снег. 

Обвинение строится на показаниях четырех  полицейских – двух потерпевших и двух свидетелей. Причем, все они практически дословно повторяют одинаковый текст.

«На месте  находилась группа граждан около 30 человек, которые сцепившись между собой, препятствовали законным собственникам, сотрудникам охранного предприятия «Рубин 3» и сотрудникам полиции доступу в складское помещение. При этом часть молодых людей находилась внутри складского помещения и наблюдала за происходящим из окна, снабженного решеткой, расположенного слева от входной  двери в данное складское помещение, в котором присутствовали граждане.  Молодые люди были настроены агрессивно, выкрикивали нецензурную брань и показывали неприличные жесты», - говорится в обвинительном заключении.

Анархисты своих не сдают

По данным  обвинителей, 4 февраля Левкин, находясь в помещении пакгауза вместе с другими активистами, «умышленно нанес полицейскому Владимиру Галыгину не менее одного удара неустановленным металлическим предметом в область лица, причинив ему тупую травму области рта – ушиблено-рваную рану нижней губы, травматическую экстракцию (удаление) 1-го зуба на нижней челюсти».

После этого молодой человек якобы напал на еще одного стражу порядка, Евгения Тюрина.

«Левкин умышленно ударил полицейского металлическим предметом в область лица, чем причинил Тюрину тупую травму головы – сотрясение головного мозга, ушибленную рану в лобной области справа, которая по признаку кратковременного расстройства здоровья расценивается как легкий вред здоровью, и физическую боль», - сообщает обвинение.

По словам защитников Левкина и по его собственному заявлению, он в момент избиения полицейских находился внутри  пакгауза, к окну не подходил, на улицу выходить побоялся  из-за жестких действий полиции. О том, что полицейские тоже пострадали, узнал позже, когда его задержали и обвинили в преступлении.

Возле окна с арматурой дежурил человек в темной куртке и меховой шапке. Фото Максима Змеева

- Я видела, что  Денис Левкин в тот момент не наносил ударов и не появлялся рядом с окном, откуда шел удар, - рассказала SPB.AIF.RU одна из свидетелей Юлия Гисняк, которая присутствовала на акции в качестве фотографа. - Удар шел из окна. Денис к окнам не подходил.

Это подтверждают и фотографии, которые есть в распоряжении SPB.AIF.RU. На них отчетливо видно, что железный прут, мелькающий в окне пакгауза, держит человек в меховой шапке, который дежурит возле окна. Это предмет затем посчитали орудием преступления. А вот самого Левкина на фотографиях нет.

На фотографии видно момент, когда полицейского задевает металлическим штырем человек, стоящий в оконном проеме. Фото Максима Змеева

«Сына просто подставили»

- Он никогда ни в каких акциях не участвовал, - рассказала SPB.AIF.RU мать задержанного Ольга Левкина. - Ни в какой организации не состоял. Были друзья из молодежной субкультуры и среди анархистов тоже. Но вы знаете кто такие анархисты? Для них самое страшное – заложить своего. А Денис – не их человек, вот они за него и не вступились. Есть свидетели, видевшие, что с железным прутом стоял другой взрослый мужчина в капюшоне, он организатор многих акций, в том числе и анархистских. Но полиция в этом особо не разбиралась - им нужно было быстрее найти виновного. А тот парень еще и сам получил травму от полицейского и затем скрылся. Сейчас он в бегах, и его не найти. Теперь получается, что обеим сторонам говорить правду просто невыгодно – полицейским, потому что тогда это будет признание в лжесвидетельстве, а анархистам, потому что они подставят «своего».

Левкин во время задержания был одет в яркую клетчатую синюю куртку, которая совсем не похожа на одежду человека, стоящего в окне. Фото Максима Змеева

Революционер? Будь готов...

- Я не в курсе тонкостей этого дела, кто кого бил, - рассказывает SPB.AIF.RU кандидат исторических наук, журналист и политический активист Дмитрий Жвания. - Знаю, что один из захватчиков ударил полицейского железным прутом по голове. Если люди идут на такое, надо понимать, что они переходят грань от ненасилия  к насилию, и  власть их за это будет наказывать жестко и симметрично. Но и сама ситуация выросла не на пустом месте, потому что снос исторических пакгаузов Варшавского вокзала сильно ударил по промышленной архитектуре Петербурга.

Мне кажется, что полиции при желании можно было договориться с захватчиками. Но если ты начинаешь играть в партизана, в революционера, не останавливаешься перед насилием, то надо быть готовым к тому, что ты пострадаешь так же, как революционеры. Выгодно ли этот поступок выставляет тех, кто позиционируют себя как градозащитники? Думаю, нет. На Западе есть черный блок анархистов, который провоцирует драки с полицией. Для России это не характерно, на моей памяти нет такого случая, чтобы при задержании кто-то ударил тяжелым предметом полицейского, если не  считать демонстрации 1991 года или «приморских партизан».

Примечательно, что следствие отклонило показания 5 свидетелей, выступивших в защиту Дениса, как «неполные и необъективные», но всецело приняло 4 заявления полицейских, практически полностью копирующих друг друга. Сейчас фото свидетельства  с места потасовки отправили на экспертизу. Следующее заседание по делу Дениса Левкина пройдет 27 декабря.  На данный момент срок содержания Левкина в СИЗО продлили до 28 февраля. Кстати, по иронии судьбы,  КГИОП накануне «посмертно» признал четыре объекта комплекса бывшего Варшавского вокзала памятниками регионального значения. Среди них тот самый пакгауз, который защищали от сноса градозащитники и анархисты.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах