Некоторые лауреаты известны уже сейчас: премию имени Георгия Товстоногова вручат Олегу Табакову. Эта награда не имеет «петербургской» привязки, она присуждается «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства», а выдвинул Табакова Кирилл Лавров, который возглавлял «Золотой софит» с момента основания.
Премию «За творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру Петербурга» вручат звездам Кировского театра, а ныне педагогам-репетиторам Мариинского Ольге Моисеевой и Нинель Кургапкиной. Об обеих балеринах язык не поворачивается сказать «бывшие» — они в такой прекрасной форме, хоть возраст и подходит к восьмидесяти. Нинель Кургапкина поделилась секретом, как сохранить фигуру и работоспособность:
— Сейчас у меня каждый день репетиции в час дня, а я встаю в шесть и еду на дачу в Белоостров, потому что у меня там огурцы. Уже висят! Мне все говорят: зачем тебе это надо? Люблю огород! Да и ехать недолго, всего полчаса. А стройная я потому, что мало ем. Это было всегда, и никаких специальных диет не требовалось. Особенность разве в том, что не люблю мясо, ем его очень редко.
Без Ксюши Собчак
Постановщиками торжественной церемонии вручения «Золотого софита» станут поэт, сценарист и признанный в столицах мастер капустника Вадим Жук и худрук «Санктъ-Петербургъ опера» режиссер Юрий Александров. Торжество пройдет в Цирке на Фонтанке. Церемония по счету тринадцатая, и арена, кстати, тоже имеет диаметр 13 метров. Юрий Александров говорит, что чертовщина его не пугает, в любом театре ее полным-полно. А цирк открывает новые возможности, к примеру, иллюзиона:
— Распилим премию на несколько частей, или — человека на несколько премий. Мы решили похулиганить, но будут и моменты высокого театра, возможно, шекспировского «Макбета»».
Вадим Жук откровенничает:
— Ксюшу Собчак и других героев «звезд на арене», уж извините, приглашать не будем. Хотя о моей прошлогодней постановке церемонии «Софита» одна критикесса отозвалась так: «Планка хорошего вкуса у Жука опускается все ниже». Ну, во-первых, мне лестно, что девушка следит за моей планкой. Во-вторых, гарантирую, что она (в представлении этой девушки) будет опущена еще ниже. Цирк — дело брутальное, наша церемония будет отличаться «добрым дурным вкусом». Мы хотим снять с премии налет «провинциального трагического благородства», ведь любая премия — это всего лишь игра. А на мой взгляд, многие премии страдают страшным самоуважением.
У критика Николая Песочинского, члена экспертного совета по драматическим театрам, своя философия премии:
— По-настоящему крупным театральным городом можно назвать тот, в котором есть «авангард», одна из задач премии — поддержать «завтрашнее», не очень понятное сегодня. Отбирая номинантов, мы постарались быть смелыми, даже хулиганами. К примеру, «Иваны» в постановке Андрея Могучего в Александринке мы назвали одним из лучших спектаклей года, а среди рецензий есть уничтожающие. Важными событиями в культурной жизни мы посчитали «Солесомбру» Театра сатиры на Васильевском, «Подвенечную фату Пьеретты» в «Приюте комедианта» — это произведения в странном жанре, это «другой театр», и надо обратить на него внимание.
Впасть в детство
Спектакль «Волшебное перышко», поставленный Борисом Константиновым в Театре марионеток им. Е. Деммени, номинирован как «лучший». Борис рассказывает:
— Это японская сказка, ее текст читает Иван Краско. Я его просил рассказывать просто и задушевно, как своим детям, — у него же двое маленьких сыновей. А спектакль начинается с того, что, когда еще не все расселись, когда дети шумят, выходит актриса, тихо постукивая деревянной палочкой, — и это собирает внимание. Потом она начинает играть на флейте. Мы хотим научить ребенка реагировать не на громкие звуки, а на тихие. И еще, чтобы кукольные спектакли смотрели не только дети, но и родители. Так и говорим: «Наш зритель — от 3 до 99 лет». Мы, кукольники, и сами стремимся впасть в детство.
P. S. Конечно, оценивать спектакли — дело критиков, но для простого зрителя, выбирающего «куда бы пойти», номинация на «Золотой софит» — гарантия того, что увиденным не разочаруетесь. В нашей «Афише» мы будем особо отмечать «выдвиженцев».