В историческом центре все должно быть гармонично. Поэтому и был взят курс на уход от разнобоя. В центре Петербурга киосков великое множество, причем совершенно разного вида. Мало того что никакого общего стиля не наблюдается, так многие из них находятся в плачевном техническом состоянии. Функцию свою они с грехом пополам выполняют, но внешний вид удручает. Вот и было принято решение централизованно заменить газетные киоски. За опытом обратились к коллегам из Европы. И в конце концов наиболее подходящим для нашего города вариантом признали французский.
Главный художник Петербурга Георгий Шереметьев: «Получив из Комитета по печати информацию об установке на площади Восстания опытного образца газетного киоска, я сразу же приехал, чтобы осмотреть его лично. Разумеется, я видел подобные киоски и раньше. Все туристические столицы Европы уделяют большое внимание так называемой уличной мебели. Идею председателя Комитета по печати Аллы Маниловой использовать лучшие европейские образцы я всегда поддерживал. Это остро необходимо Петербургу. Тот киоск, который мы посмотрели, абсолютно сомасштабен Петербургу, его особому архитектурному стилю. В архитектурном отношении он сделан очень деликатно. Этот газетный киоск я оцениваю на пять с плюсом — для исторического центра Санкт-Петербурга». Отметим, что даже извечный оппонент городских властей депутат петербургского Законодательного собрания Алексей Ковалев поддержал инициативу Комитета по печати.
Впрочем, механически переносить хоть и близкий по духу, но зарубежный опыт никто не собирается. Для Петербурга модель будет адаптирована. Над этим сейчас работает известный художник и скульптор Михаил Шемякин. Свое слово могут сказать и жители города. Директор по развитию ООО «Метропресс» Андрей Сибиряков: «Этот киоск является тестовым. И сейчас мы собираем мнения горожан».
Кроме того, киоск совмещает в себе функции торгового объекта и рекламной конструкции. Три из четырех сторон представляют собой ситиформаты стандартного размера. При этом нет необходимости защищать витрины стальными ставнями, превращающими объект в уличный бастион. Одно из главных преимуществ — конструкция киоска позволяет по ночам превращать его из торговой точки в афишную тумбу. Места много не занимает и прекрасно смотрится со всех сторон.
Однако решается не только эстетическая задача. Новые конструкции призваны стимулировать продажу печатных изданий. «Киоск продвигает новый для Петербурга тип уличной торговли, привычный для европейцев. Открытая выкладка гарантированно увеличит продажи городских газет», — рассказывает председатель Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Алла Манилова. Ведь любую газету можно взять в руки и определиться, стоит ее покупать или нет. И конечно, можно оставить свои впечатления в книге жалоб и предложений.
Производитель — компания АКТИС — гарантирует высокое качество материалов и сборки, так как уже несколько десятилетий изготавливает киоски и другую уличную мебель для Франции, Чехии, Румынии, Венгрии и даже для США и Австралии. Понятно, что за качество надо платить: первый киоск нового формата обошелся в 40 тысяч евро (почти полтора миллиона рублей). Но производитель обещает скидки при закупке больших партий. Ожидается, что при приобретении 200 таких киосков стоимость каждого из них снизится почти в полтора раза — до 28 тысяч евро.
При этом городской бюджет не понесет расходов. Закупать новые киоски будут компании-распространители периодической печати по мере истечения срока договоров на аренду занимаемой площади. В противном случае администрация города не будет продлевать договор аренды. Впрочем, городские власти понимают: распространителям нужно окупать свои затраты, поэтому для них предусмотрены некие преференции. Во-первых, новые договоры будут заключаться на длительные сроки. А во-вторых, за каждый купленный кисок распространитель получит дополнительное место для продажи печатной продукции в другом районе города.
Первые «французы» появятся на улицах города уже летом.