Как в Эрмитаже
Каждую ночь, когда наш город замирает, на улицы и проспекты выезжает спецтехника. Хотя «замирает» - это сильно сказано. Движение по центральным магистралям не прекращается ни на секунду, а в выходные даже после полуночи пробки - обычное дело. Опытные работники «Спецтранса» говорят, что сегодня ночное движение по Питеру точно такое же, как было лет восемь назад днем! Вот и получается, что у дорожных служб есть всего несколько относительно спокойных часов в течение суток, чтобы сделать свою работу. Водители автопарка № 7 Куйбышевской колонны несут ответственность за «сердце» Санкт-Петербурга - исторический центр, в который входит и Невский проспект. Рабочий день начинается в 12 ночи и продолжается до 8 утра. За это время, по их словам, город нужно вымыть и убрать так, «чтоб была чистота, как в Эрмитаже».
- Существует целая технология уборки улиц, - рассказал бригадир автопарка № 7 «Спецтранса» Александр Бережной. - Первыми на маршрут выходят юркие «Мультикары», которые метут и моют тонкими струями воды тротуары. Затем на дежурство отправляется подметальная техника, которая забирает основную массу грязи и мусора, листву рядом с поребриками. Третьими стартуют поливомоечные машины, сбивающие грязь с проезжей части. Последней под утро на проезжих частях снова появляется подметальная техника, которая подчищает оставшийся мусор.
На словах все звучит довольно-таки красиво, на деле же водителям, управляющим спецтехникой, приходится сталкиваться с массой трудностей. К примеру, водители «Мультикаров» - настоящие ювелиры вождения. В какие только щелочки из припаркованных автомобилей им не приходится втискиваться!
Покажи монтировку!
- Больше всего мешают работе рекламные стенды, которые установили прямо посреди тротуаров, - говорит водитель Владимир Бырдин. - Вместо того чтобы спокойно мыть асфальт, мне на моем «мультике» приходится дергаться взад-вперед. Тумбы ведь не объехать. А еще иномарки достали: стоят прямо на тротуарах! Такое ощущение, что хозяевам дорогущих автомобилей закон не писан. Иногда так и хочется зацепить их, чтобы впредь думали.
Случаются у водителей поливомоечной техники конфликты с пешеходами. Ночью по улицам шатается в основном нетрезвая молодежь, которая не реагирует ни на желтый проблесковый маячок, ни на громкие сигналы.
- Пьяных действительно очень много, - продолжает Владимир. - Орут на нас, оскорбляют, иногда даже бутылки кидают в машину. Не будешь же с каждым выбегать разбираться, у нас график: не успеешь вымыть нужные улицы, план не выполнишь. Хотя пару раз алкашам монтировочку показывал.
Странно, но больше всего мусора и грязи на тротуарах - вокруг урн! Коммунальные службы не могут решить, кто должен быть ответственным за их опорожнение: специалисты «Спецтранса» или дворники. Вот и получается, что вместо благородной миссии урны превратились в очаги мусора.
Поливомоечный ритуал
А вот водители ПУМов - подметально-уборочных машин - настоящие богатыри! Шутка ли: им приходится управлять многотонными «ГАЗами» без гидроусилителя руля. Представьте Литейный проспект ночью: в любое время там припаркованы автомобили, но кое-где есть промежутки. Вот в них-то и нужно загнать ПУМ, чтобы забрать мусор рядом с поребриками.
- Нам даже в 30-градусные морозы печка в машине не нужна! - шутит водитель ПУМа Александр Ильин. - За смену так руль накрутишь, что пот с носа капает! Вот нас власти ругают, мол, «Спецтранс» плохо убирает. Да мы ведь стараемся, просто лучше вымыть Петербург не получается: легковушки не дают!
За ночь ПУМы проходят одни и те же улицы по нескольку раз, авось обочина освободится и появится возможность «засосать» мусор. На окраинах, кстати, ситуация полегче. На проспектах там стоит меньше автомобилей, поэтому водителям спецтехники не приходится крутить руль, объезжая легковушки. Кстати, в ПУМы нередко въезжают сзади. По ночам по улицам гоняют лихие водители, которые просто не замечают медленную спецтехнику.
- Особенно под утро лихачи в нас втыкаются. По Лиговскому, например, приходится ехать и по левой полосе, там тоже поребрик. Нашим-то грузовикам хоть бы что, а легковушки бьются всмятку.
Часа в 4 ночи, в самое затишье, выезжают «поливалки». Даже в дождь они обильно моют мостовую, чем приводят в недоумение ночных прохожих. Не понимают люди, что главная задача выпущенной под давлением струи не полить улицу, а сбить с проезжей части к обочине разнообразный хлам. Тоже непростое занятие: автомобили так и норовят пристроиться под струю воды - почему бы на халяву колеса не помыть.
Как испоганить чистоту
Самое интересное действо начинается под утро. Не успевают «пылесосы» навести порядок, как на улицы выходят заспанные петербуржцы. Мгновенно то тут, то там на тротуарах и мостовых появляются окурки, пустые пивные бутылки, пачки от сигарет. Угрюмые люди, спешащие на работу, промахиваются мимо урн и плюют под ноги. Добавляют красочную картину мусоровозы, из контейнеров которых на поворотах высыпается всякая гадость. На глазах сияющий чистотой рассветный город тускнеет и наполняется мусором. Корреспондент «АиФ» стал свидетелем, как за каких-то предрассветных полчаса пространство вокруг чисто убранной площади Восстания приобрело первоначальный вид до уборки. Хорошо, что к этому времени уже вовсю трудились дворники, иначе вся работа насмарку. Не ценит народ чистоту.