В Красносельском районе - скандал. Там решается вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении учителя физики и информатики, который брал деньги с учеников.
Задачи по физике и решения к ним преподаватель продавал по 30 и 150 руб. соответственно, а за потерю пароля с персонального компьютера требовал 50 руб. Факты незаконных поборов подтвердили и сами девятиклассники. В школу нагрянула прокурорская проверка, а самому учителю, говорят, пришлось уйти.
Незаконный бизнес на знаниях стал предметом острой дискуссии в профессиональной среде, подключились и родители, политики. Но не слишком ли строго мы судим учителя? Ведь доля платных услуг в образовании неуклонно расширяется. В некоторых вузах города, например, семестр на коммерческом отделении стоит 150-300 тыс. руб., деньги берут и за пересдачу экзаменов и зачётов. А в ряде школ, пусть в качестве игры, введена своя валюта. Чем грозит такая педагогика?
На учениках не зарабатывают
Майя Пильдес, директор гимназии № 56 Петроградского района, дважды признававшейся «Лучшей школой России»:
- Категорически возражаю против того, чтобы школа на учениках зарабатывала деньги. Это храм, где должны давать знания. У нас бюджетное образование, оплаченное из средств налогоплательщиков. Конечно, есть и негосударственные школы, их выбор - право родителей.
Другое дело - содержание образования. На это действительно денег не хватает. Но и здесь надо соблюдать строгие правила и основное - все расходы школы должны быть максимально прозрачны. Ситуация, когда в классе собирают по 500 рублей на ремонт крыши, пола, замену светильников, для нашей гимназии исключена. Другое дело, когда мы просим помочь родителей - никто не отказывает. Каждый делает то, что в его силах. Одни моют окна, другие читают лекции, а кто-то может посодействовать в приобретении кабинета релаксации. Открыли, например, прекрасный тренажёрный зал, помог отец одиннадцатиклассника.
Мы все хотим, чтобы школы были благоустроенными, уютными, оборудованными, чтобы дети получали лучшее. Но на какие средства это приобрести, по какой статье - не говорится. В бюджете расходы на красивую посуду не предусмотрены. Повторю, выход один: посильная помощь родителей. Кстати, мы стали публиковать в Интернете открытый отчёт о работе гимназии (рапорт за текущий год появится в начале февраля). Публично, на всю страну отчитываемся о средствах, полученных за первенство в нацпроекте.
А когда всё наглядно, понятно - кривотолков сразу становится меньше. Не вижу ничего страшного и в том, что в некоторых семьях детей поощряют деньгами. Всё зависит от взаимоотношений в семье. Если родители таким образом развивают в маленьком человеке предприимчивость, учат обращаться с бюджетом - это неплохо. Ведь булки не растут на деревьях. Старшим надо давать разумные суммы на карманные расходы. Ребёнок хочет хорошо учиться - почему бы его не поддержать? Конечно, не обязательно «сотнями» и «тысячами».
Учитель-заложник
Михаил Кураев, писатель, лауреат премии «Ясная Поляна» им. Л. Толстого:
- Этот случай - предсказуемый, болезненный результат неприкрытой установки общества на обогащение любой ценой. Ведь других личных целей нынешний общественный строй людям фактически не предоставил. Приветствуются комфорт, преуспевание. Учитель здесь заложник ситуации - скудость оплаты его труда несоразмерна нагрузке и результатам.
Я глубоко сочувствую педагогам, чьи зарплаты совершенно не отвечают тем общественным задачам, которые ложатся на их плечи. В результате возникает всё разлагающая стихия. Во всех сферах действует договор купли-продажи - как договоришься.
Естественно, за более широкие знания надо платить. И в дореволюционные времена, и в советскую эпоху, когда хотели глубоко знать математику, русский, иностранные языки - прибегали к услугам репетиторов. Студенты подрабатывали, занимаясь с учениками, это была обычная практика. Мы знаем и о хорошо налаженном дополнительном образовании. Оно предоставлялось всем, кто мечтал мастерить, петь, танцевать, быть на «ты» с техникой.
Во всех районах были дворцы, кружки, куда принимали бесплатно. Сегодня мы имеем дело с системой, когда человека вынуждают раскошеливаться. Желаете, чтобы ребенок вышивал и выпиливал лобзиком - гоните монету. Государство загоняет людей в руки тех, кто стремится в этих условиях заработать. И таких всё больше и больше даже в школе…