В сентябре прошлого года только заступивший тогда на пост губернатор Георгий Полтавченко ввёл мораторий на снос гаражей после ряда протестов их владельцев. Однако в этом году гаражный вопрос встанет как никогда остро - под угрозой уничтожения десятки тысяч боксов.
Так, в Приморском районе судебные приставы готовятся к сносу почти 1,5 тысячи гаражей, расположенных в кооперативе «Океан» на Елагинском проспекте.
С 23 января полицейские пропускают к боксам лишь тех, кто добровольно решил освободить гараж. Мораторий закончился сам собой?
За что компенсация?
Гаражные скандалы сотрясают город последние несколько лет. Чиновники, давно мечтающие как минимум из эстетических соображений снести унылые блоки, расторгают с владельцами боксов договоры на землю. После проведения тендера участки достаются той или иной коммерческой структуре, которая и выдавливает гаражников. Последние строят баррикады, митингуют, пишут письма властям, но дело, как правило, заканчивается сносом гаражей. Так были «зачищены» кооперативы на Парнасе, в Приморском, Московском, Кировском районах. При этом за редким исключением компенсация владельцам гаражей не выплачивается. Специалисты из КУГИ объясняют это так: город просто не продлевает срок аренды земли - так за что же платить?
Город «захлебнётся»
Между тем, по данным Комитета по транспорту, ежегодный прирост автомобилей в городе составляет 80-100 тысяч штук, и к 2015 году общее количество машин грозит достигнуть цифры в 2-2,3 миллиона. Сейчас их 1,75 млн. При этом около миллиона автомобилей не обеспечены местами хранения и стоят на городских магистралях, во дворах, на газонах. Ещё в конце 2010 года городские власти объявили о плане постройки так называемых «народных» паркингов на 500 тыс. мест, где цены были бы по карману петербуржцам. Правда, из бюджета на это не выделили ни копейки. Мол, найдётся некий инвестор. Не нашёлся. И это неудивительно. Самая приблизительная стоимость паркингов на
500 тыс. машино-мест - 500 миллиардов рублей. Сейчас в городе их ничтожно мало, а стоимость места неадекватно высока - около 6 тыс. рублей. Естественно, подавляющее большинство автовладельцев оставляют свою машину на улице.
Совершенно понятно, что за устаревшими гаражными постройками нет будущего. По данным КУГИ, их около 400 тысяч, они занимают 8 млн кв. м. Такие территории можно использовать более рационально. Однако новых паркингов, тем более «народных», в Петербурге почти не появляется. И если снести сейчас десятки тысяч гаражей, город просто «захлебнётся» от обилия машин.
Мнения экспертов
Валерий Солдунов, председатель петербургского отделения Всероссийского общества автолюбителей:
- Я считаю, это неправильно: отнять имущество и никак не компенсировать потери. Кстати, есть некие постановления о компенсациях владельцам гаражей, принятые городским правительством, но и они не выполняются. Если хотите снести строение, то выдайте сначала компенсацию, чтобы человек мог на эти деньги что-то приобрести или построить. Сначала надо создавать новые гаражи, а потом уже сносить старые. Реформа должна быть поэтапной и учитывать материальные возможности автовладельцев. В некоторых районах решение проблемы может состоять в заключении договорённостей с властями Ленобласти о перемещении гаражей на её
территорию.
Александр Холодов, вице-председатель петербургского отделения движения «Комитет по защите прав автомобилистов»:
- Говорят, что гаражи сносят под социальные нужды, под строительство дорог. Но речь идёт лишь о части построек. И их владельцам выплачивают компенсацию. В случае же когда участки скупают олигархи с целью перепродажи и спекуляции, хозяева боксов ничего не получают. Мне кажется, что решение гаражного вопроса в Петербурге - момент не юридический, а политический и социальный.