На 42-м Московском международном кинофестивале картина «Блокадный дневник» стала победителем и удостоена Гран-при. Жюри под руководством известного режиссера Тимура Бекмамбетова (автора «Елок», «Время первых», «Ночного дозора») вручило статуэтку «Золотого Святого Георгия» режиссеру драмы Андрею Зайцеву. Также ленте присужден приз зрительских симпатий.
Люди-«зомби»?
«Главный приз – это приз за послание, за то, что важного фильм говорит нам всем, то, что мы как члены жюри хотим сказать сами <…> Мы должны помнить, что самый большой грех – грех уныния. Мы все переживем, мы все будем счастливы, мы станем лучше, пройдя через испытания», – прокомментировал награду председатель жюри фестиваля Тимур Бекмамбетов.
Несмотря на это, полярные мнения вокруг картины только усиливаются. Напомним, фильм рассказывает о событиях февраля 1942 года, разворачивающихся в Ленинграде. В черно-белой гамме изображен страшный город, где все здания от крыши до фундамента покрыты застывшими потеками воды и инеем. Апокалипсис. Вдоль одного из домов тянется длиннющая очередь таких же заиндевевших, закутанных в платки существ, слабо напоминающих людей. Женщина еле везет саночки, которые опрокидываются и на снег, рядом с очередью, вываливаются буханки хлеба. Фигуры, похожие на зомби, начинают их подбирать, другие пытаются остановить: «Это хлеб для детей из детдома!». Кто-то возвращает «кирпичики», другие убегают, прижав драгоценность к груди, третьи, не в силах двигаться, падают и пытаются откусить кусочек…
Режиссер фильма 45-летний Андрей Зайцев признался, что сценарий был написан давно, еще лет десять назад. И вызван потрясением от прочтения «Блокадной книги» Даниила Гранина и Алеся Адамовича и «Февральских дневников» Ольги Берггольц. На этих произведениях и строится сюжет. Снимали фильм при поддержке Фонда кино и Министерства культуры. На производство потратили 65 млн рублей, из которых авторам необходимо вернуть в бюджет 5 млн.
«Для меня получился зазор между тем, что я вижу и что читаю у блокадников, – рассказывал впоследствии режиссер. – Это был сильный диссонанс, и я понял, что хочу рассказать про блокаду глазами этих людей, попытаться передать этот мир в игровом кино. Мне кажется, что у нас нет этого визуального образа».
«Фальшивый посыл» о блокаде?
Между тем, еще трейлер картины вызвал недоумение дочери прославленного писателя Марины Чернышевой–Граниной. По ее мнению, показанные эпизоды не имели отношения к книгам отца.
«Кадры мне показались какими-то фальшивыми, не настоящими. Ничего интересного я в них не увидела», – объяснила свою позицию наследница. Также ей была непонятна ситуация, когда фильм снимается «по произведениям … Гранина, а договора на их использование нет. Налицо нарушение авторских прав».
И сейчас, когда картина победила на престижном фестивале, у Марины Даниловны вопросов меньше не стало.
«Авторы, жюри говорят, что это посыл в будущее. Бедное будущее! Кому адресован такой халтурный, фальшивый посыл о блокаде, – не скрывает эмоций дочь писателя. – Есть масса работ специалистов где вдумчиво, взвешенно подходят к этой непростой теме. Также создатели заявляют, что таким образом хотят привлечь интерес молодежи. Что о Холокосте известно во всем мире, а память о блокаде стирается. Но неужели вы считаете, что нынешняя молодежь и будущие поколения ничего не знают? Что они не способны понять, вникнуть и ваша «клюква» их вполне устроит? Нет, я уверена, что они могут во всем разобраться».
В подтверждение Марина Даниловна рассказала о недавнем посещении Сургута. Там среди школьников проводился конкурс, посвященный творчеству Даниила Гранина.
«Дети 12–14 лет писали эссе о книге «Мой лейтенант», говорили, что это первая книга, которая показала им ужасы войны. Читали стихи Окуджавы, фронтовых поэтов, – рассказала глава фонда именитого писателя. – Это были проникновенные, не по-детски серьезные работы. Я была потрясена и отношением подростков к военной теме, и тем, что они хотят знать правду. Фальшь им не нужна».
Марина Даниловна призналась, что с фильмом «Блокадный дневник» «бороться» не будет.
«Зачем тратить силы, лучше за это время сделать что-то хорошее», – философски заметила дочь писателя.
«Имеют право высказаться»
Впрочем, есть мнения, подтверждающие авторский взгляд на сложные, неоднозначные события.
«Тема блокады многоплановая, и сегодня вызывающая споры. Неслучайно некоторые документы той поры до сих пор не рассекречены, – высказал свою точку зрения историк, публицист Юрий Светов. – Давайте вспомним, с каким трудом выходила сама «Блокадная книга» Гранина и Адамовича. Она не раз подвергалась цензуре, а в 70-х ее едва не запретили. Такой обжигающей была правда о блокаде. И только в 2014-м вышло последнее издание, которое сам Гранин просил считать каноническим».
По словам Светова, «и сейчас все читают разные источники, дают свою версию событий. Ведь блокада – это не только героизм. В тяжелейших условиях проявились и человеческие слабости, темные стороны естества, о которых мы знаем».
«Лично меня действительно волнует, что в целом ряде работ, посвященных второй мировой, о блокаде упоминается в нескольких сточках или нет сведений совсем, – говорит историк. – Недавно я участвовал в обсуждении одной из таких книг. Там рассказывается о сражениях Великой Отечественной и послевоенной поре. В частности, о противостоянии советских и американских войск в Берлине, но даже не упоминается об испытаниях, перенесенных ленинградцами.
«Война шла пять лет, обо всем рассказать невозможно», – пожал плечами автор. Так что это действительно проблема, и ее нельзя не замечать. Не говорю, что я в восторге от фильма, но право высказаться на эту тему у людей есть. А дальше слово за зрителями – смотреть или нет, соглашаться или быть против.
Кстати
Ленту должны были показать в кинотеатрах 9 мая, однако из-за пандемии коронавируса премьеру перенесли на 27 января 2021 года. В этот день отмечается снятие блокады Ленинграда.