200 лет назад в Тверской губернии на свет появился будущий «король анархизма» Михаил Бакунин. В следующем веке его бы назвали «безродным космополитом». В Петербурге он пробыл недолго, но отметился знатно, по-«бакунински»: со всеми поскандалил и сбежал от возможной дуэли с Катковым.
Меценат Герцен
Начало жизни совсем не предвещало, что Михаил станет революционером, народником и вообще сорвиголовой. Принадлежал к старинному дворянскому роду, грезил романтическими подвигами, поступил в артиллерийское училище в Петербурге. Однако за пару лет Бакунин понял, что суховатая армейская жизнь не для него, и поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Там увлёкся Гегелем, сошёлся с Виссарионом Белинским, да так, что друзья даже… жили вместе. Потом они разошлись: если переводить Белинского с философского на русский, Бакунин чересчур ценил своё мнение. Своё, и только своё. Удивительно, но убеждённый западник, Бакунин одно время много времени проводил в обществе славянофилов, к примеру, Алексея Хомякова. 16 июля 1839 года Михаил Александрович приезжает в Петербург. Там он попал в приличное общество, собиравшееся у Авдотьи Панаевой: Брюллов, Сахаров, Кукольник. Фанатевший от немецких философов, Бакунин активно их продвигал в светских гостиных. И всех, прямо говоря, достал. Человек невыдержанный, Бакунин огрел палкой знаменитого издателя Михаила Каткова. Тот, недолго думая, отвесил философу «леща». Бакунина никто за язык не тянул, он сам предложил дуэль. Но на следующий день внёс поправку - драться в Берлине, поскольку в России за дуэль ссылали. Катков ещё несколько лет гонялся за обидчиком по Европе, но тот на связь с ним старательно не выходил. Характерно, что при инциденте всё общество поддержало Каткова: Огарёв, Белинский, Языков, Панаев. Лишь Александр Герцен воздержался. У него на Бакунина были «европейские» планы. Михаил Александрович обратился с письмом к отцу о позволении выехать за границу для более глубокого изучения философии и попросил 2000 рублей. Батюшка выезд разрешил, а денег не дал. Ссудил как раз Герцен.
Бросил жену в Сибири
Далее Бакунин жил в Берлине и Париже и всё больше «левел». Призывал поляков отделяться от России. За необузданность и радикализм был выслан из Парижа в 1847-м, но спустя год вернулся. Не один, а с Карлом Марксом.
В тот же год состоялась Французская революция, в которой философ принял такое бурное, но бестолковое участие, что один из лидеров «левых» Коссидьер высказался так: «Бакунин в первый день революции просто клад, а на второй его надобно повесить, так как способен разрушить любой порядок, какой ни завести».
В точку. Потому Бакунина и называли «королём анархизма». Он первым решил «мировой пожар раздуть»: участвовал в восстаниях в Чехии, Дрездене, за что власти Саксонии в 1849-м приговорили его к смертной казни. Однако через некоторое время его всё же передали русским властям, которые сослали революционера в Сибирь. Царское правительство в те и последующие годы было весьма гуманно, за что в итоге и пострадало. В 1861-м Бакунин сбежал из Сибири в США (кстати, бросив в Томске жену), затем перебрался в Лондон. Там-то его и стал продвигать Герцен. Вскоре Бакунин своим ослиным нежеланием принимать хоть какие-то устои отвратил от себя даже либералов. Впрочем, Европа ещё просто не дозрела до его идей: Михаил Александрович предлагал стереть между государствами границы (Европейский Союз?), уравнять в правах мужчин и женщин, толерантно относиться к секс-меньшинствам. Причём достичь этого радикал предлагал через насилие, кровь. Его слова принял к действию террорист Сергей Нечаев, восхищавшийся Бакуниным. Скончался Михаил Александрович в 1876 году в Бёрне в страшных мучениях.
…В советское время Михаил Бакунин оценивался в целом положительно, хотя и чуть критиковался за излишний экстремизм и революционную «всеядность». Сказывалось, что Бакунин состоял в Интернационале, дружил с Марксом. Вот только и с автором «Капитала» он рассорился вдрызг. Натура Бакунина рано или поздно восставала против всего: родины, других стран, близких людей. Каждая его клеточка - маленький анархист.
Мнение эксперта
Дмитрий СКРИПЧЕНКО, философ:
- Имя Бакунина - непотухающий костёр, как писал про революционера Александр Блок. Это настоящий идейный пассионарий своего времени, подцепивший социалистический вирус и не излечившийся от него до конца жизни. В Бакунине удивительно сочетаются идеи панславизма и коммунизма. Между тем он возражал идеям Маркса о необходимости «диктатуры пролетариата», считая её (диктатуру) ярым проявлением авторитаризма. Бакунину была присуща противоречивость: «Искать Бога и отрицать его; быть отчаянным «нигилистом» и верить в свою деятельность так, как верили, вероятно, Александр Македонский или Наполеон», - характеризовал классика анархизма другой тонкий уловитель общественных движений А. Блок. Как теоретик социализма он, безусловно, внёс в него вклад. Но как живой социальный эксперимент, проведённый батькой Нестором Махно (полная анархия), теории Бакунина оказались нежизнеспособными. Однако идеи анархизма ещё многие десятилетия после смерти революционера будоражили умы интеллектуалов.