Из Москвы до Петербурга за 2 часа. Это хотят реализовать врио губернатора Северной столицы Александр Беглов и глава «РЖД» Олег Белозеров. Как сообщают СМИ, чиновники прислали Владимиру Путину письмо, в котором рассказали о необходимости строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали. Расписали плюсы, расходы… и получили резолюцию от главы государства: «Согласен».
Особая миссия Петербурга
Идея воздания ВСМ от Москвы до Санкт-Петербурга не нова. Еще при первом президенте России Борисе Ельцине на Лиговском проспекте в Петербурге снесли старые постройки и вырыли огромный котлован - место для нового вокзала под скоростную ж/д линию. Яма была самой дорогой в Европе. Но из нее получился лишь торговый центр – проект ВСМ заморозили на долгие-долгие годы.
Затем настала эра Сапсанов. В 2009 году пустили первый поезд, который доставлял пассажиров из точки А в точку В всего за 4 часа.
«Но все же четыре часа - это не ВСМ, - отмечает директор института современного государственного развития, политолог Дмитрий Солонников. – Скоростной поезд, о котором мы сейчас говорим, позволил бы рассматривать столицы как единую структуру и агломерацию».
Солонников говорит: вероятность того, что в этот, третий раз, идею реализуют, очень высока. Во-первых, Петербургу возвращается особая миссия – стать центром контактов между Россией и Европой.
«Если посмотрим на логику переговоров за последнее время, то увидим, что власти чаще всего обсуждают улучшение транспортно-логистической связности. Петербург уже используют, как площадку по улучшению наших отношений с Европой, поэтому без современного транспорта не обойтись», - резюмирует Солонников.
Правда, вложения в строительство будут огромными. Планировалось, что уложиться реально в 984,4 миллиарда рублей. Однако эксперты напоминают об инфляции. Учитывая этот фактор, расходы увеличатся до триллиона рублей.
Когда вернутся деньги?
Строительство ветки входит в программы «развития скоростного и высокоскоростного движения на сети железных дорог ОАО «РЖД» на перспективу до 2020 года» и «Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года». Согласно им, протяженность ж/д путей от Москвы до города на Неве составит 659 километров. А в документе, который Белозеров представил Путину, сказано, что появление ВСМ поможет увеличить пассажиропоток с 11 до 33 миллионов пассажиров в год.
В «РЖД» пока не комментируют новость о строительстве ВСМ. Но на сайте монополии есть информация, в которой сказано, что ВСМ поможет «повысить эффективность железнодорожной системы в целом», а также станет «толчком для экспорта прогрессивных зарубежных технологий, станет причиной массового создания новых рабочих мест».
Но насколько ветка будет востребована? Эксперт межрегионального общественного объединения «Город и транспорт» Владимир Валдин, считает, что проект ВСМ имеет право на существование.
«Высокоскоростная магистраль станет трамваем для тех, кто работает в Москве. А что касается остальных людей? В Петербурге платежеспособные пассажиры, поэтому ВСМ может быть востребован. И мы видим, что сапсанов на всех желающих не хватает», - говорит эксперт.
Но насколько проект окупится?
«Это единственное живое направление, поэтому шанс на то, что ветка окупится есть», - отмечает Валдин.
С этим не согласен глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. В интервью «Коммерсанту» он заявил, что экономическая эффективность строительства ВСМ «вызывает очень большие вопросы».
«Рекордный объем перевозок на «Сапсане» — 20,8 тыс. человек в сутки (достигнут 30 апреля 2018 года), а среднесуточный — около 15 тыс. человек в сутки (5,5 млн человек в 2018 году, что на 7% больше, чем в 2017 году). Для адекватных сроков окупаемости ВСМ минимальная цена на билет должна быть в 2,5–3 раза выше, чем сейчас на «Сапсан», - считает Бурмистров.
Также эксперт говорит, что потенциальный пассажиропоток новой ВСМ в 2026–2027 годах может составить до 7 млн человек при отказе от «Сапсанов» и 4,5 млн человек при их параллельной эксплуатации. И никаких заявленных 33 миллионов пассажиров.
Точной даты начала строительства ветки еще нет.