Астрономия - "царица наук" 60-70-х годов - находится сейчас в загоне. Ее преподают не во всех школах, представители этой дисциплины практически нигде не выступают, поэтому многие уже путают ее с астрологией. "А как вы относитесь к астрологам?" - с этим вопросом мы обратились к заведующему кафедрой небесной механики Санкт-Петербургского государственного университета, заслуженному работнику Высшей школы, профессору Константину Владиславовичу ХОЛШЕВНИКОВУ.
- Как химик к алхимикам. Когда-то алхимики поставили перед собой нереальную цель - обращать в золото другие металлы. Но попутно ими были решены важные задачи. Когда возникла наука химия, алхимия тихо умерла. Астрологи древности тоже поставили перед собой нереальную задачу - по расположению звезд определять судьбу отдельного человека или государства. С этой целью они научились ориентироваться по звездам, определять долготу и широту планет. Так что астрономия многим обязана астрологии.
- И теперь вы ждете, когда астрология "тихо умрет"?
- Вряд ли умрет. Наоборот, сегодня она махровым цветом зацвела и запахла.
- В чем, по-вашему, причина этого "астрологического ренессанса"?
- Переходный период в развитии государства. Утратив одни нравственные критерии, люди ищут опору в чем-то другом.
- А в чем все же сходство и различие между этими науками?
- Прежде всего астрология - это не наука, а гадание по звездам и планетам. А сходство в том, что та и другая ссылаются на небесные тела, используют некоторые одинаковые термины. Астроном может точно сказать, где, к примеру, будет находиться та или иная планета в определенный момент времени. Астролог же по положению небесных тел пытается определить, уйдет ли муж от Марьи Петровны. Чувствуете разницу?
- Разницу чувствую. Но мне, как Марье Петровне, прогноз астролога ближе.
- Хорошо. Тогда так. Данными астрономии пользуются моряки, связисты, телевизионщики. Астроном может предсказать с большой точностью, упадет или не упадет на Землю астероид, он может определить день и час солнечного или лунного затмения.
- Глоба тоже, помню, предрекал шесть затмений на какой-то год, и его предсказания сбылись.
- Сегодня, как и сто лет назад, таблицы затмений печатает Институт теоретической астрономии. Глоба скромно умолчал, что пользуется данными астрономии. А собственно астрологические прогнозы неопределенны: "бабушка надвое сказала".
- И все же, разве Луна и Солнце не влияют на людей?
- Влиять-то они влияют! Если Солнце погаснет, людей на Земле не останется. Лето, зима, день, ночь - это влияние Солнца. То же и с Луной. Жизнь некоторых животных зависит, к примеру, от фаз Луны. Имеет место и астрономическая теория исчезновения динозавров - они-де умерли от выпадения на Землю крупных объектов - комет и астероидов.
- Передавило?
- Не только. Изменился климат. Наступила ядерная зима. Так что влияния небесных светил на людей в целом не отрицает никто. Невозможно, повторяю, предсказать по движению светил жизнь отдельного человека. "Любовные намерения Львов потерпят фиаско" - как это можно измерить или доказать? Астрология - не наука, потому что она не содержит никаких формул или цифр, которые можно проверить. Вот вы верите в гадание по кофейной гуще?
- По кофейной гуще - нет.
- И напрасно. По кофейной гуще гадают не хуже, чем по звездам.
- Ладно. Оставим в покое астрологов, которым, вероятно, хочется хорошо кушать. В августе в нашем городе проходила I Всероссийская астрономическая конференция. Какие проблемы там рассматривались?
- Там было восемь научных секций. Обсуждались все вопросы - от инструментальной базы до космологии. От нюансов движения искусственных спутников Земли до задач эволюции звезд и галактик.
- То есть в науке астрономии "дела идут - контора пишет"?
- Да. Более того, сегодня один за другим происходят большие открытия в этой области; наши знания о Вселенной удваиваются примерно через каждые пятнадцать лет.
- Вы возглавляли кафедру в семидесятые годы, в период космического бума. А горят ли сегодня у молодежи глаза от слов "Вселенная", "галактика", "созвездие "Южный Крест"?
- Уверяю вас - горят! Сейчас мы принимаем на астрономическое отделение механико-математического факультета двадцать пять человек - столько же, сколько в начале "космической эры".
- Значит, по сравнению с "коллегами"-астрологами вы просто меньше шумите?
- Выходит, что так. Кроме того, пресса сегодня нас меньше любит.
- В вашей профессии есть что-то божественное. Верите ли вы в Бога?
- Я не признаю обрядность религии. Если Бог так всемогущ, он должен знать, что ты хочешь ему сообщить. Что касается сил, которые нами управляют, высшего разума, можно допустить, что есть в других галактиках существа, стоящие на более высокой ступени развития, чем мы, но что есть Некто, управляющий звездными системами, в это я, пожалуй, не верю. Мне ближе мнение материалистов - космос, состоящий из саморазвивающейся материи. Она сама организовалась и была всегда.
- Смелое утверждение по нынешним временам. Значит, когда наступит следующий этап "прогресса" и нас станут уверять, что Земля покоится на шести слонах, найдутся в Санкт-Петербурге чудаки, с этим несогласные? И готовые пойти ради истины на костер?
- Ну, не надо так горячиться... Сразу - на костер!