Примерное время чтения: 6 минут
469

"Петроэлектросбыт": война против народа

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12 20/03/2002

Отец русской сатиры Салтыков-Щедрин писал в начале "Истории одного города", что секут обывателей все начальники, но делятся при этом на три вида: первые секут абсолютно, вторые объясняют причины своей распорядительности требованиями цивилизации, третьи желают, чтоб обыватели во всем положились на их отвагу. Руководство "Петроэлектросбыта", об антинародных мероприятиях которого пойдет речь, образует четвертый вид: сечет абсолютно, но при этом делает вид, что объясняет причины.

По советским рецептам

В начале года народ вдруг обнаружил, что за электроэнергию платить стало очень неудобно, особенно тем, кто имеет льготы. Так, с 1 февраля прекратился прием платежей от льготников во всех почтовых отделениях, где выдают пенсию. В отделениях Сбербанка платежи по льготному тарифу пока принимают, но лишь по тем квитанциям, которые остались от прежних времен. Потому что если вам нужно получить новые квитанции - а монополистом на эти бумажки является "Петроэлектросбыт", то вам их просто не дадут. Начальство решило, что все льготники должны платить за электричество только в пунктах этой организации. И когда закончится запас квитанций у тех, кто привык платить в отделении Сбербанка, им поневоле придется нести деньги в "Петроэлектросбыт".

При этом надо учесть, что в отделениях Сбербанка жилищно-коммунальные платежи принимают 1500 кассиров, в 360 отделениях связи платежи принимает еще примерно 360 кассиров. В то время как в "Петроэлектросбыте" пунктов всего 64, и плату принимают не более 200 человек. На весь город! То есть более 2000 кассиров принимало плату при старом порядке и не более 200 - при новом. Естественно, это не могло не породить очереди. Вот так высекли тех, кто имеет льготы, - инвалидов, участников войны, блокадников... При этом пенсию человек получает в одном месте, тут же может внести деньги за телефон и жилищно-коммунальные услуги, а за электричество должен идти стоять другую очередь. Это чтоб удобнее было.

Для тех же, у кого льгот нет, тоже приготовили новинку. Если раньше можно было прийти на любой из 64 пунктов "Петроэлектросбыта" и там получить 12 квитанций на год, то нынче число пунктов, где выдают эти бумажки, сокращено до 17. На весь город! Естественно, очереди... На ровном месте по старым советским рецептам искусственно создана проблема.

Трепещи, обыватель!

А создал ее всем нам генеральный директор "Петроэлектросбыта" Заваровский Михаил Игоревич, подписавший два документа. Во-первых, приказ "О выдаче бланков извещений-квитанций "Петроэлектросбыт" (25.09.2001), которым сократил до 17 число пунктов, где можно получить бланки нельготникам; во-вторых, указание "О приеме платежей от граждан, имеющих льготы" (31.01.2002), которым предписал принимать деньги от льготников только в "своих" пунктах.

При этом Заваровский хоть и сечет абсолютно, но объясняет причины. Причина, по его версии, такая: с 1 января 2002 г. вступила в силу гл. 25 Налогового кодекса, вследствие чего должен более тщательно производиться учет бюджетных расходов. А так как льготы по оплате, предоставляемые населению, компенсируются "Петроэлектросбыту" из бюджета, надо тщательнее учитывать предоставление льгот. В общем, как выражался Салтыков-Щедрин, желательно, чтобы обыватели трепетали с сознанием собственной пользы.

Ну хорошо, проверьте заново обоснованность предоставления льгот, но выдавайте квитанции льготникам, как это было раньше, чтобы люди могли платить там, где им удобно, а не принудительно на "своих" пунктах. При чем тут 25-я глава? Ответа на этот вопрос петроэлектросбытчики не имеют, потому придумали такую незатейливую апорию: льготники, дескать, неверно подсчитывают сумму к оплате, а кассир банка ничего не проверяет. Компания, недополучая прибыль, хочет рассчитывать сумму силами своего кассира. На то, что это крайне неудобно людям, им, естественно, наплевать.

Кстати, почему под подозрением оказываются только льготники? Почему нельготников в неумении считать не подозревают? И потом, ведь есть порядок: если обнаруживаются ошибки в расчетах, "Петроэлектросбыт" вправе предъявить претензии в течение 3-х лет. Наконец, почему в связи с гл. 25 Налогового кодекса нельготникам выдают бланки не 64 пункта, а лишь 17? Тут-то какая логика? А это, отвечают нам, для повышения эффективности работы, чтобы не отвлекать кассиров на непроизводительную работу.

Игра без правил?

Вот тут они и проговорились. Выдача бланков для оплаты в других местах - это непроизводительная работа. Производительная - это только прием денег. Поскольку на самом деле думает Заваровский только о том, как бы путем искусственного создания неудобств заставить людей платить за электроэнергию, телефон и за все прочее не там, где человеку удобнее, а только в пункте "Петроэлектросбыта". То есть фактически являясь монополистом на бланки для оплаты электроэнергии, "Петроэлектросбыт" пытается стать монополистом в приеме всех платежей вообще! Прыткие ребята, ничего не скажешь, ради своей выручки всех готовы поставить на уши.

Откуда такая нахрапистая прыть? Дело в том, что в январе 2001 г. Минтопэнерго отменило "Правила пользования тепловой и электрической энергией", которые действовали с 1 января 1982 г. и которыми предусматривалось самостоятельное заполнение потребителями квитанций. Старые правила отменили, новых нет (обычный трюк чиновников), и, воспользовавшись отсутствием правовой базы, Заваровский пошел в атаку на народ.

Добился он, во-первых, настоящего взрыва возмущения населения. Во-вторых, вызова в Санкт-Петербургское территориальное управление Госкомитета РФ по антимонопольной политике, где от него потребовали обосновать в течение 2-х недель свои указы-приказы, которые названы выше. Причем обосновать законами РФ, постановлениями правительства, указами президента, а если таковых нет, то вернуться к старому порядку приема платежей. А так как законных обоснований нет, но есть лишь желание захватить чужую клиентуру, то, скорее всего, трудности, которые нам придумал Заваровский, скоро закончатся.

Попутно у меня возникла и вовсе крамольная мысль: а так ли уж нам, населению, нужен "Петроэлектросбыт", этот ретивый посредник между "Ленэнерго" и нами? Может, оттого в такой административный восторг и впадает Заваровский, что тщится доказать "Ленэнерго", что нужен, очень нужен, что может увеличить поступления?..

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах