К юбилею столько всего понастроили, отреставрировали и открыли, что даже если перечислять только самые крупные объекты, то список займет с десяток страниц убористого текста. Но и список того, что хорошо было бы сделать уже сейчас, а не к следующему юбилею, отнюдь не меньше. Надеемся, что Питер не остановится на достигнутом. А мы все же попытаемся перечислить, что сделали, что делают, что надо сделать.
Стратегические стройки. Завершены только две: Ладожский вокзал и Дворец конгрессов в Стрельне. Зато обе в рекордно короткие сроки. Когда-то обещали еще и кольцевую. Не сложилось. Завершат в лучшем случае через год. Зато прилегающие к ней дороги уже готовы. А кроме того, есть договоренность о возобновлении строительства дамбы, как части западного полукольца.
Началось строительство Юго-Западных очистных сооружений, что позволит решить проблему сброса сточных вод на юге города.
Транспорт. Отремонтированы десятки километров дорог. На городских улицах появились новенькие автобусы, троллейбусы и трамваи. Выполнен капремонт Троицкого моста и моста Александра Невского. Построены Автовская развязка, Смольнинская и Аптекарская набережные. Все железнодорожные вокзалы привели в божеский вид. Обновили Морской вокзал, реконструировали автобусный, в Пулково не стыдно принимать международные авиарейсы. Еще обещали соединить разорванную ветку метро, но жителям Гражданки все же еще год придется мучиться.
Реставрация. Фасады стали похожи на фасады. Не стыдно смотреть на Адмиралтейство, Петропавловскую крепость, здание Главного штаба, Публичную библиотеку, Военно-медицинскую академию, Театр драмы им. Пушкина, Шуваловский и Шереметевский дворцы, Биржу и прочая, и прочая, и прочая. Все не успели. Что не успели - затянули бутафорской сеткой. Доделают, когда гости уедут.
Благоустройство. В прилегающие к Невскому проспекту дворы можно зайти и не испугаться. На улицах появились урны и скамейки. Про окраины так не скажешь, но и там изменения видны невооруженным глазом.
Как грибы после дождя, растут пешеходные зоны. Питер теперь город не только гранитных набережных, но и гранитных тротуаров. Реконструирована Сенная площадь, благоустроены площадь Искусств и площадь Островского, замостили площадь Декабристов, на днях открыли пешеходную зону "Перинные ряды".
Планы на будущее. Город, который столько лет был в запустении, нельзя сразу и полностью привести в порядок. Обгоревшая Городская дума и полуразрушенные дома вокруг гостиницы "Невский Палас" до сих пор уродуют Невский. В Апраксином дворе начата реконструкция, но конца и края работам не видно. Проекты реконструкции Новой Голландии регулярно появляются на свет последние лет пятнадцать, но дальше бумажных предложений дело не движется. С Варшавского вокзала убрали поезда, но что делать со зданием, так и не решили.
Нам есть к чему стремиться. Главное - не останавливаться на достигнутом.