Список претендентов на губернаторский пост все еще открыт, но основные политические силы уже вступили в борьбу. Выдвижение Анны Марковой и Михаила Амосова сильно спутало карты тем, кто надеялся сосредоточить все финансовые и интеллектуальные ресурсы, оппозиционные Валентине Матвиенко, под одной крышей - в штабе кандидата "Против всех".
Демократия вне опасности
Коалиция, ставившая перед собой цель убрать из города Владимира Яковлева, рано или поздно должна была развалиться. "Яблоко" покатилось из нее первым не только из-за неизбывной тяги к оппозиционности, но и с учетом грядущих выборов в Думу. Однако, "благословив" на штурм Смольного Михаила Амосова, питерские "яблочники" оказали избирательному штабу полпреда неоценимую услугу.
У демократов появилась реальная альтернатива. Если на берегах Невы в самом деле так много интеллигентов, на дух не переносящих Валентину Матвиенко или Владимира Путина, им представляется возможность проявить свою суммарную мощь конкретными делами. Однако ругать власть у микрофонов легче, чем собирать по улицам подписи, стоять в пикетах или обходить знакомых бизнесменов в поисках средств.
Даже Михаил Амосов, комментируя свое выдвижение, честно признался, что, если б не решение товарищей, он бы по своей воле в кандидаты мог и не пойти.
Пусть дама поднимет упавшее знамя
Кажется, выдвижение Амосова окончательно развеяло миф о безальтернативности грядущих выборов. Поход в Горизбирком Анны Марковой "похоронил" другой постулат, исподволь внедрявшийся в умы горожан. Их пытались убедить, что из-за федеральной "зачистки" петербургская элита не успела подготовиться к походу на Смольный и договориться о поддержке единого кандидата, наследующего Яковлеву.
Маркова "засветилась" своей пламенной речью в городском парламенте за три с половиной месяца до выборов. То есть даже раньше, чем в 1996 году вышедший из-за спины Собчака мало кому известный заместитель, обставивший затем своего начальника и явного фаворита. Положение Марковой, похоже, еще и выгоднее, чем у Яковлева в 96-м. Ее начали раскручивать и преподносить народу как будущую градоначальницу задолго до 300-летия. И рейтинг у нее в начале июня подскочил до второй после Матвиенко величины. То ли народ дурили почем зря, то ли в элите просто собрались никудышние политики, не способные договариваться с кандидатами и друг с другом. То ли просто СМИ нашли для себя несколько информационных поводов. Как бы то ни было, сваливать на "федералов" тут решительно нечего.
Но даже если выдвижение Марковой - ее очередная самодеятельность, "яковлевцы", видимо, настроены очень серьезно.
"Шахиды", "скинхеды" и "самокрутки"
От большой группы менее раскрученных, мало известных и совсем не известных кандидатов аналитики ждут не столько поддержания интриги, сколько участия в обкатке новых выборных технологий. В частности, говорят о двух ноу-хау. Первое - кандидаты-шахиды. Если они действительно существуют, то те, кто отрядил их баллотироваться, внесут денежные залоги, и марионеточных кандидатов можно будет "взрывать", поражая лидера предвыборной гонки. Зарегистрировавшись, "шахид" получает официальный доступ в телеэфир и печатные СМИ, где грубо и с нарушением закона "мочит" главного кандидата. Примерно неделю, пока суд отменит регистрацию, его выпады подхватываются, тиражируются и вдалбливаются в мозги. Когда "шахид N 1" вылетает из списка кандидатов, эстафету подхватывает "шахид N 2" и так далее. Судя по количеству зарегистрированных, возможных "смертников" могло бы хватить на весь август и три недели сентября. Затея недешевая, но игра стоит свеч.
Вторая технология вчерне обкатана, когда кандидата, которого следует "завалить", вдруг поддерживают маргиналы вроде "бритоголовых" или подобная поддержка оказывается от их имени (надписи на стенах домов вроде "Братва за :"). В этом случае кандидат никого не "мочит", зато как можно сильнее эпатирует публику поведением и словами. Образно говоря, вначале снимает трусы, а потом снимает свою кандидатуру в пользу реального претендента, заявляя, что тот "выполнит все наказы".
Особняком стоят в списке кандидатов люди, для которых губернаторские выборы - средство напомнить о себе как о политике или даже начать свою личную избирательную кампанию по выборам в Думу. В частности, не попав в Смольный, могут двинуться в Охотный ряд Сергей Беляев, а также действующий депутат российского парламента Петр Шелищ и еще несколько кандидатов, решивших не упускать возможность для "самораскрутки". Причем если от Беляева и Шелища скандалов никто не ждет, то люди малоизвестные, чтобы запомниться избирателям, могут эпатировать почище кандидатов-"скинхедов".
"Против всех" плюс Масяня
Жизнь кандидату "Против всех" существенно осложнило появление "живых" альтернатив Валентине Матвиенко. Но это не значит, что оружие сложено. До выборов еще два месяца, можно еще не только попробовать договориться со штабами Амосова и Марковой о координации действий, но и заново попытаться сколотить коалицию из желающих "дружить против". Можно предположить, что, если рейтинги двух этих персон будут очевидно не дотягивать до полпредовского, ничто не помешает Амосову и Марковой незадолго до голосования призвать своих избирателей голосовать против всех и сойти с дистанции. Кое-кто в Питере полагает, что таким мог быть генеральный план на кампанию политических противников полпреда.
Даже те, кто хихикал над поисками в Питере "руки Березовского", сейчас признают, что за дискредитацию сентябрьских выборов взялись серьезные люди с хорошими денежными ресурсами. По слухам, самая последняя их разработка - двинуть в питерские градоначальники мультяшную Масяню. Проект призван убить сразу двух зайцев. Во-первых, сформировать определенное мнение о выборах (а возможно, и привлечь к урнам) у самой неголосующей части электората - молодежи, освоившей Интернет. Во-вторых, избирательная компания "Масяни Ивановны" и безграничные возможности мультипликации позволят пародировать все действия, скажем, полпреда - от поездок до программных заявлений: Говорят, питерский художник Олег Куваев потому и закрыл на днях свой проект, что не захотел вымазывать свою героиню, "мочившую" Яковлева от чистого сердца, в предвыборной грязи. В-третьих, Интернет будет проверен на предмет возможного использования в предвыборной борьбе. И та самая пиар-контора, что уже хоронила "свободу слова", сможет включить в свое "меню" соответствующее "блюдо".
Брэнд "человек президента"
Тем временем позиции полпреда продолжают укрепляться. О ее поддержке уже заявили левые, вначале селезневская "Партия возрождения России", а затем коммунисты. О намерении поддержать Матвиенко вновь сообщила сопредседатель СПС Ирина Хакамада - обсуждаются даже конкретные кандидатуры от СПС, способные занять посты городских министров в новом кабинете.
Набирает полпред висты и по части связи с федеральным центром. Есть данные, что сняла свои претензии "чекистская" группировка Кремля во главе с замом главы администрации президента Виктором Ивановым. "Силовики", якобы до последнего мечтавшие поставить во главе Петербурга своего человека, Георгия Полтавченко, "отступили" в рамках паузы, которую им пришлось взять после одиозной истории с "ЮКОСом" в противостоянии с кремлевскими либералами Волошина.
Кроме того, брэнд "человека президента" приклеился к Валентине Матвиенко намертво. Появились сведения, что ее избирательный штаб возглавил ректор Горного института Владимир Литвиненко. Напомним, что в 2000 году он руководил на берегах Невы избирательной кампанией Владимира Путина, был его доверенным лицом, а кроме того, имеет репутацию личного друга президента и его советника. Литвиненко во главе штаба - самый последний знак Кремля тем представителям элит, которые по какой-либо причине еще не определились либо не разобрались, что к чему и кто есть кто.