Примерное время чтения: 6 минут
58

Смерть на садовом участке

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5 04/02/2004

В практике расследования преступлений немало случаев, когда, казалось бы, все сходится в одну картину - следы на месте преступления, показания свидетелей, версия следователя. Но появляется судебный медик - и вся система рушится, как карточный домик. Выясняется, что все было совсем иначе, иногда - с точностью до наоборот. Эта история из практики заместителя начальника Ленинградского областного бюро судебно-медицинской экспертизы, заслуженного деятеля науки, доктора медицинских наук, профессора Вячеслава ПОПОВА стала своеобразной "классикой", переворотом в судебной медицине.

Пролог

Эшелон с охраняемым грузом шел уже двое суток. Солдат посмотрел на часы. До конца его дежурства оставался час. "Ну и тоска, - подумал рядовой. - Сколько же нам еще ехать?.."

Размеренный стук колес поезда навевал сон. Но спать было нельзя ни в коем случае. Во-первых, важный груз. Во-вторых, близился "дембель", и любое ЧП могло испортить всю службу. "Чем бы заняться?.."

Слабое сердце

За несколько дней до смерти Владимир Иванович Пальцев стал часто жаловаться коллегам и родственникам на боли в сердце. Те удивлялись: вроде молодой еще, всего сорок с хвостиком... Но боли не унимались. А в пятницу Пальцев даже отпросился с работы у начальника цеха. "Хорошо, отдыхай, - ответил шеф. - Завтра я заеду за тобой в семь, поедем на дачу" (их садовые участки были по соседству).

В половине девятого они уже работали, каждый на своем огороде, и переговаривались. Шеф о чем-то спросил соседа, но тот не ответил. "Иваныч, ау!" - он обернулся и обомлел: Пальцев лежал на грядке вниз лицом. "Скорая помощь", приехавшая спустя два с половиной часа, констатировала: "Острая сердечная недостаточность. Инфаркт миокарда".

Что обычно происходит в таких случаях? Если умерший при жизни показывался врачам и имел заболевания сердечно-сосудистой системы, врач на основании этого может выписать свидетельство о смерти. То есть захоронение будет произведено без вскрытия. Но здесь был все-таки другой случай. Пальцев к врачам не ходил и умер скоропостижно. Поэтому на третьи сутки судебный медик провел вскрытие трупа. Ничего, что могло бы привлечь внимание эксперта, обнаружено не было. Кроме разве что маленькой ссадины с запекшейся кровью на плече.

Главный вопрос - "откуда"

Несмотря на то что никаких жизненно важных органов рядом с плечом нет, обстоятельный медик все-таки решил сделать надрез. И обнаружил под ссадиной... сильное кровоизлияние. А под ним - пулевое ранение!

Выходного отверстия не было. Вскрытие показало, что пуля, войдя в плечо, пробила грудную аорту, легкое и дошла до печени убитого. Выяснилось также, что стреляли из автомата Калашникова и что выстрел был произведен не с близкого расстояния (на одежде и теле убитого не было ни следов действия копоти, ни частиц пороха). Внимание экспертов также привлек изогнутый конец пули. Но самое интересное и просто не поддающееся объяснению обнаружилось, когда в легких и печени были найдены растительные клетки и другие инородные частицы.

Откуда стреляли в Пальцева? Рядом с садоводством располагались войсковая часть и стрельбище. Войсковая часть отпала по той причине, что на пути возможной траектории выстрела стоял дом. На стрельбище, по официальному сообщению, в тот день учения не проводились. Впрочем, у следователя, который вел дело, эта информация не вызвала доверия, тем более что других точек для выстрела быть не могло. В итоге перед судебными медиками встала задача выяснить, мог ли быть произведен выстрел с 2000 метров (расстояние между участком Пальцева и стрельбищем), или нет.

Момент истины

Но как это сделать? Здесь помогли коллеги из ВМА, которые изучали не только судебную медицину, но еще и криминалистику. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно было провести эксперимент: получить на биологических объектах (биоманекенах) точно такое же ранение, какое было у Пальцева. В естественных условиях эксперимент провести было невозможно: с двух километров даже профессиональный стрелок-спортсмен не попал бы в цель. После долгий раздумий решили провести эксперимент в тире: сокращая навеску пороха в патроне, уменьшали скорость пули.

Наконец настал момент истины. Выстрел с 2000 метров был абсолютно исключен. Расстояние между убийцей и жертвой, по стойкому мнению экспертов, было от 500 до 1500 метров.

Следователь был в шоке: в этой зоне имелся только лесной массив. "Так откуда же стреляли? Из самолета? Из вертолета? Или, может быть, из летающей тарелки?" Но эксперты стояли на своем: "Стреляли из леса. И пуля задела дерево - вот откуда взялись растительные клетки, вот почему ее конец загнут. Если в секторе обстрела нет никаких объектов, остается одно..." - и они показали на карте железнодорожную ветку.

"Невероятно, - подумал следователь. - Но все равно нужно проверить". И произошло чудо. Из управления железной дороги пришел ответ: в момент гибели Пальцева на перегоне в районе стрельбища следовал эшелон с охраняемым грузом. Дальнейшее было делом техники. Следователь выяснил, что взвод охраны, сопровождавший груз, был вооружен автоматами Калашникова. Оружие немедленно изъяли, провели криминалистическую экспертизу. По пуле, обнаруженной в теле Пальцева, установили автомат, из которого она была выпущена. Оставалось только узнать, за кем он был закреплен.

Эпилог

"...Оружие, что ли, еще раз почистить?" - наконец придумал себе занятие рядовой. Он протер пару раз затвор, вставил его, передернул. Затем повернул дуло автомата в лес и произвел контрольный спуск. Неожиданно раздался выстрел. "Уф-ф-ф... Слава богу, никого рядом..."

С того дня прошло больше полутора лет. Солдат благополучно демобилизовался и вернулся в родной город за тысячи километров от того места. И он едва не потерял дар речи от изумления, когда следователь вызвал его на допрос и начал расспрашивать об эшелоне в безлюдном лесу и том самом нелепом выстреле...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах